В Туркменской национальной консерватории состоялась встреча с Марцином Щициньским, основателем ансамбля старинной музыки «Bornus Consort»
В Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой состоялась встреча преподавателей и студентов с певцом-контратенором, экспертом исторического пения, основателем ансамбля старинной музыки «Bornus Consort», кантором традиционного песнопения Марцином Щициньским. Мероприятие организовано министерствами иностранных дел и культуры при поддержке Апостольской Нунциатуры Ватикана в Туркменистане.
Заслуженный артист Польши выступил перед собравшимися с докладом на тему «Восточные корни европейской музыки». Он также рассказал о себе и своём творческом пути и педагогах. Особенно подробно почётный гость вуза затронул тему европейской нотации и поделился опытом исполнения духовного песнопения. В качестве примера были блестяще исполнены образцы духовных песнопений различного распева.
По словам Марцина Щициньского, традиционная музыка и пение – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей и возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки является источником нравственности и гармонии. В этой связи лектор рассмотрел культурные особенности музыкальных традиций Востока и Запада, определил и проанализировал их сходства и различия.
Увлечённо гость объяснил переход от одноголосного к многоголосному европейскому песнопению. Почти всё первое тысячелетие нашей эры в Европе практически звучала исключительно одноголосная музыка. Первые письменные из дошедших до нас образцов полифонического многоголосия относятся к IX–Х векам. Именно с этого момента следует отсчитывать век полифонии.
На встрече М.Щициньскому удалось в простой и доступной форме рассказать о сложнейших философских понятиях духовного песнопения, на специализированной интерактивной доске он продемонстрировал древние нотные рукописи песнопений (в том числе и польские), а также старинные манускрипты полифонии.
Назначение многоголосного пения состояло в том, чтобы богаче, полнее, объёмнее выразить свойства одноголосного распева. Как это можно было сделать? Можно было другим голосом повторить контуры главного распева, удвоить его, а также, сохранив опорные слоги-звуки главного распева, дать в сопровождающем голосе вариант их опевания. Голоса начинали вместе, в унисон, затем расходились, переплетались, сливались, вновь расходились.
Будущие музыковеды ознакомились с творчеством отдельных композиторов, а также историей европейского песнопения. К примеру, были прослушаны духовные произведения одного из крупнейших польских мастеров Миколая Зеленьского (1550–1615 гг.), в музыке которого соединились выразительная сила польской мелодики (славянской), красочность, блеск, виртуозность итальянского хорового письма.
По признанию Марцина Щициньского, он очень любит восточную культуру и традиции устного народного творчества. В качестве примера он высоко оценил творчество туркменских композиторов Нуры Халмамедова и Чары Нурымова. Как оказалось, почётный гость вуза более двадцати лет назад впервые побывал в Туркменистане, когда подробно познакомился с традиционной музыкой исполнителей на дутаре и искусством бахши.
В конце встречи студенты консерватории выступили перед гостями и исполнили туркменские народные мелодии. А позднее Марцин Щициньский совершил экскурсию по консерватории, ознакомился с выставкой туркменских национальных музыкальных инструментов.
Рустам ШАФИКОВ
Источник: turkmenmetbugat.gov.tm
замечательно, только жалко поздно узнали...
может у кого-то есть записи?