Грибной экстрим в предгорьях Копет-Дага

Анонс:

Как туркменские журналисты по шампиньоны ходили...

Грибной экстрим в предгорьях Копет-Дага

Листаю старые блокноты и вспоминаю...

День обещал быть интересным и содержательным: небольшая редакционная группа решилась на загородную вылазку за грибами на плато, которое располагается вблизи Арчабильского ущелья. Погода не предвещала ничего необычного, кроме того, что было пасмурно и горы покрывал негустой туман. Мы устремились вдоль широкого каменистого ущелья, обходя гору Маркау справа. Целый час тянулся однообразный ландшафт с редкими зеленеющими кустиками. Дальше стали встречаться редкие деревья инжира и барбариса, тропинка пошла на подьем и уже петляла в сужающемся длинном ущелье, забирая влево на зеленые бока Маркау.

Изображение

Вскоре мы достигли искомой запоминающейся скалы, похожей на ящерицу. Пройдя этот знак, прозванный «каменная голова», нам следовало здесь взять крутой подъем вверх, чтобы оказаться на плато Союнхан тахта. Весь склон вдоль тропы был полон цветов, и, если внизу уже встречались кое-где первые маки, то здесь, наверху, еще только расцветали тюльпаны.

Изображение

Припустил частый мелкий дождик. Его колючие холодные иголочки кололи лицо, мокрая от тумана одежда тяжелела, в спортивных ботинках от росы уже хлюпала вода. Значительно прибавил настроения первый найденный огромный шампиньон — круглый и белый — он красовался под листом лопуха в контрасте с окружающим зеленым раскрасом холмов, поросших «диким чесноком» — эремурусом копетдагским. К слову сказать, эти мясистые стебли кустика появляются чуть раньше горного щавеля и шпината.

Изображение

Изображение

После первой находки все заметно ободрились и засуетились, внимательно поглядывая под ноги, ища белые кругляши. Начинающие грибники успешно проходили начальный «курс молодого бойца» и легко обнаруживали гриб, выслеживая топорщившиеся вверх холмики треснувшего под напором роста гриба песчаного грунта.

Изображение

Спортивный интерес подогревал блуждающих в тумане грибников, забывших про обещание не терять друг друга из виду. Более хладнокровным и сознательным постоянно приходилось призывать к порядку, ведь нешуточное дело, когда силуэты спутников постоянно растворяются во влажной дымке, определяемые только по радостным крикам: «Ах, здесь еще гриб! Ой, вот еще!». Была и некоторая опасность угодить к краю обрыва, где туман скрывал провалы в ущелья, пока мы не окончательно не выбрались в центр плато.

Изображение

Изображение

Честно говоря, пришлось сильно поволноваться за успех всего предприятия. Ответственность за безопасность подъема и спуска лежит на инициаторах и проводниках, ведь в тумане было совершенно невозможно увидеть ландшафт в перспективе. Зная, что где-то в центре плато должна быть заброшенная кошара, мы надеялись выйти к ней, чтобы обсохнуть и составить дальнейший план действий. Но все преодолеваемые нами холмы, плавной волной струившиеся в холодном «молоке» туманной дымки, открывали только очередную пустошь. Ситуация все осложнялась, непрерывно холодало, дождь не переставал, мрачные нотки пробивали брешь в нашей отчаянной надежде. К счастью, сотоварищи не унывали...

Изображение

И какова была радость, когда, окончательно продрогшие и промокшие, за очередным подъемом «в никуда» мы увидели как в белой пелене возник контур домика. Довольно основательная полуземлянка с брезентовой крышей, с настоящим окошком, топчанчиком и «буржуйкой» внутри, самодельной дверью с импровизированным навесом! Она стала настоящим островком жизни и пунктом нашего спасения. Детей тут же разули и разместили на ватном одеяле — очень кстати оставленным запасливыми туристами, обжившими этот домик. Возможно, они же и снабдили его необходимыми предметами туристского обихода: здесь были и посуда, и треножник для приготовления пищи, и тунча, чтобы приготовить горячий чай. Мы быстро собрали дрова и соорудили костер, чтобы участники похода могли согреться и передохнуть.

Изображение

Наш шумный отдых с обедом, нам показавшимся просто пиршеством, настолько ободрил нас, что мы решили противопоставить «негостеприимному» плато свою веру в собственные силы и были готовы показать пример стойкости в преодолении предстоящего маршрута. Сборы прошли быстро, затушив костер и заботливо прикрыв за собой дверь домика с благодарностью в сердце к тем, кто его построил, мы отправились дальше. Наша настойчивость была вознаграждена — плато изобиловало грибными полянками. Попадались во множестве и дождевики с чешуйчатыми шляпками. Неожиданно поднялся ветерок и пелену стало относить от холма к холму, открывая хоть какой-то ближний обзор. Наконец, четче стали вырисовываться контуры и края плато, и нам представилась возможность найти приемлемый спуск в долину, тем более, что время шло к вечеру.

Изображение

Туман неохотно открывал нам тайны здешнего ландшафта и медленно сползал по холмам вниз в ущелье. К сожалению, было невозможно найти искомый спуск «по траверсу». Хотя мы петляли вокруг, огибая подъемы и анализируя все возможности просматриваемой местности, но всякий раз отвергали возможность спуска и продолжали поиск. Наконец, мы нашли тропинку, которая привела нас к краю обрыва, где начинался, казалось, приемлемый путь. Здесь мы и предприняли попытку осуществить спуск, который растянулся часа на два, так как одно ущелье было началом спуска в другое… Были места, где поклажу и детей буквально передавали из рук в руки. Уже выйдя из полосы тумана, который клочьями еще цеплялся за отвесные скалы у основания плато за последним перевалом мы увидели панораму Арчабильского ущелья и направленно преодолели последний подъем.

Изображение

К всеобщему облегчению на последней вершине обнаружилась возможность продолжить путь без особых волнений – зеленые холмы были без труднопреодолимых каменных нагромождений и провалов, предполагали только приятный завершающий этап. Теперь только, когда спало напряжение и волнение за нашу грибную экспедицию, можно было отпустить находившихся с нами детей вольно побегать и полюбоваться цветами. А мы, смеясь, обратили внимание на наш собственный плачевный вид – все мокрые, по колено в глине, но зато с полными рюкзаками, а кто и с ведерками грибов. Последним аккордом кампании явился найденный возле речки Арчабилки шампиньон, который был извлечен из каменистой у берега речки почвы и торжественно отправлен к своим собратьям. Остается добавить, что все участники похода благополучно перенесли это испытание и никто не простудился.

Елена ДОЛГОВА

2.43K
0
Мурат Давтян 10 месяцев назад #

Очень завлекающий рассказ-приключение. К какому времени сезона относится Ваш рассказ? Ведь сейчас в Туркменистане начались жаркие дни.