​Творчество Мамеда Гусейнова в контексте диалога западноевропейской и восточной культур

Анонс:

Российский композитор, пианист, педагог и арт-директор родом из Туркменистана сочетает в своем творчестве две культуры: западноевропейскую и восточную.

​Творчество Мамеда Гусейнова в контексте диалога западноевропейской и восточной культур

Мамеда Гусейнова по праву можно назвать одной из исключительно нестандартных и уникальных фигур в современном музыкальном искусстве. Он эффективно сочетает в своей музыкально-общественной деятельности функции пианиста, педагога, композитора, основателя и арт-директора Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» им. Нуры Халмамедова.

Многообразие его музыкальных жанров и тематики, создают причудливый букет, как бы сотканный из нежных мелодических цветов. Прислушайтесь к названиям произведений: «Парфянские фрески» квартет №1, «Аромат цветущей сакуры» трио для голоса, скрипки и фортепиано, «Балханские эскизы» пьесы-фантазии для фортепиано — которые удивительно сочетаются с содержанием музыки автора.

Изображение

Гибкие восточно-орнаментальные мелодии, полные неги и страстного огня, переплетаясь с туркменским фольклорным мелосом, образуют элементы полистилистики. Каждая музыкальная фраза этих сочинений как бы напоена сладкими грёзами, чувственной экзотикой, и источает утончённый шарм…

Прослушав эти сочинения, мне захотелось поближе познакомиться с творчеством автора, с его мировоззрением. Так, состоялась наша беседа, в которой Мамед Гусейнов с искренней откровенностью рассказал о себе и своей деятельности.

Творческий облик композитора складывался из многообразных сторон и граней. Основополагающую роль в этом процессе сыграли его родители. Из воспоминаний музыканта известно, что его исторические корни тесно связаны с Туркменистаном. Он родился в Ашхабаде в интернациональной семье. Все его родственники оказались в Туркменистане в связи с различными жизненными событиями. Дедушка – отец мамы, по национальности туркмен, приобщил её к литературному наследию туркменского народа, к исполнительскому искусству народных музыкантов бахши. И она с большим интересом относилась к туркменской культуре, восхищалась изящными коврами, женскими украшениями, увлекалась поэзией Махтумкули Фраги. Свою искреннюю любовь к туркменскому искусству, она передала и Мамеду.

Изображение

В его детских воспоминаниях Туркменистан-это лето круглый год, теплый воздух, земля, которая обжигает босые ноги, это душистая дыня и горячий туркменский чурек…

Интерес к музыке возник рано. В доме было фортепиано, и он любил нажимать на нём клавиши, извлекая из них диссонантные созвучия, к неудовольствию соседей; рассматривал сборники, с непонятными нотными знаками. В пятилетнем возрасте родители наняли ему репетитора, и ребёнок научился читать ноты, раньше чем буквы. Своё первое сочинение написал в 9 лет. После переезда семьи в Небитдаг, он поступил в музыкальную школу им.П.Чайковского. Само здание и акустика в зале школы были уникальными. На стенах висели портреты композиторов, написанные замечательным художником Я.Буславским. Случилось так, что дочь художника – выдающийся педагог, преемница нейгаузовской фортепианной школы – Людмила Буславская приехала в Туркменистан и Мамеду посчастливилось познакомиться с ней. Она стала заниматься с ним и каждый её урок открывал новые грани в мире музыки. Именно благодаря её подготовке, он смог поступить в Санкт-Петербургское музыкальное училище при Государственной консерватории им.Н.Римского-Корсакова.

Изображение

Так сложилось, что в 17 лет он попадает из теплого Туркменистана в холодный Петербург, что было для него большим испытанием. Это была не только новая школа музыки, но и жизни, миропонимания.

Санкт-Петербург, город уникальной скульптуры и архитектуры, красивых разводных мостов и великолепных фонтанов, изумительных зданий и храмов, город вдохновения, романтики, и белых ночей. Он имеет огромное историческое и культурное наследие. Сам его дух воспитал и сформировал молодого человека, способствовал его творческому развитию.

Знаменитый Мариинский театр, стал для Мамеда своеобразным центром притяжения, где можно было насладиться игрой актеров, слушать музыку, и приобщиться к мировой культуре. В колледже, потрясающие уроки по «Мировой художественной культуре» преподавала Татьяна Солодкова, так проникновенно рассказывая о шедеврах Веласкеса или Рембрандта, что вдохновленный её речью студент бежал и сразу же смотрел их в Эрмитаже.

Изображение

Петербургские педагоги — великие Подвижники. Например, Владимир Чернышев — выпускник известного пианиста и органиста В.Нильсена, назначил Мамеду специальность 5 раз в неделю по 1,5 часа, при положенных 2 уроках по 45 минут. И однажды, когда усталость взяла своё и студент захотел отдохнуть, собираясь пойти домой, наставник посоветовал: «Иди лучше в театр, не трать время просто так, события это дары жизни, нельзя проходить мимо них».

Отмечу, один из запоминающихся случаев из периода учёбы, рассказанный композитором: «В Петербурге в Мариинском театре давали цикл из четырёх опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Спектакли, на протяжении 4-х дней, начинались в 18.00 и заканчивались в 00.30, общественный транспорт не ходил… Я долго добирался домой пешком, но гениальные произведения стоили того. Эта тетралогия произвела на меня колоссальное впечатление…».

Изображение

После успешного окончания фортепианного отделения Санкт-Петербургского музыкального училища при государственной консерватории им.Н.Римского-Корсакова (2006), М.Гусейнов приезжает в Москву чтобы совершенствоваться в композиции в Российской Академии музыки им.Гнесиных. Занимается много и упорно, предъявляя к себе высокие профессиональные требования. Становится лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов, в том числе Первого и второго конкурса-фестиваля им.Н.Юреневой (Москва, 2009, 2010).

Плодотворно работает в различных жанрах фортепианной, камерно-инструментальной, вокальной музыки, в которых яркое и сильное самобытное дарование композитора сразу же заявляет о себе. Об этом свидетельствует специальный приз за новаторское использование ситарно-дутарных приёмов игры в русских народных инструментах на Всероссийском конкурсе им.Ю.Шишакова (Москва, 2009); премия имени Фуата Мансурова на III Международном фестивале «Таланты содружества» (Москва, 2015) и многих другие.

Дипломной работой молодого композитора становится симфоническая поэма «Воля и Любовь» (2013), которая была оценена компетентной комиссией на «отлично». Любовь и Воля — то, на чём держится мироздание – так сформулировал автор идейно-программное содержание своего сочинения.

Полный сил, энергии и новых творческих планов Мамед не останавливается на достигнутом, и после Гнесинки, заканчивает аспирантуру МГПУ, написав диссертацию по педагогике.

С постепенным взрослением человека параллельно шло и духовное взросление, формирование эстетических взглядов и мышления молодого художника. Мне хотелось бы отметить следующий аспект, выраженный в некоторых из его музыкальных произведений. Основная идея автора — представить в своих произведениях мир Востока, где одним из главных структурно-драматургических, структурно-образующих принципов, явился синтез взаимодействия и взаимообогащения двух культур-западноевропейской и восточной («Парфянские фрески» квартет №1, «Аромат цветущей сакуры» трио для голоса, скрипки и фортепиано).

Характерный прием для финала некоторых его сочинений, мажорная окраска, которая сопоставляется с изначально-минорной (как игра тени и света, разочарования и надежды — в сочинениях: «Туркменская рапсодия», «Аромат цветущей сакуры»). Чарующие звуковые переливы арфы, её солирующие каденции («Блеск невидимого света» слова В.Гоча, для смешанного хора и инструментального ансамбля и др.), повествуют о предпочтении композитора к выразительному красочному тембру данного инструмента.

Многие музыковеды относят творчество Мамеда Гусейнова к направлению «неоромантизма», что по их мнению, проявляется в камерно-вокальной музыке, в циклах на слова С.Есенина, Ш.Бодлера, В.Гоча. Сам композитор считает: «Пока творец жив, он может поменять стиль и направление в любой момент».

Неповторимое своеобразие музыки композитора заключается в том, что она находится на стыке классического и современного, реального и романтического. Оригинальные узоры его фантазии переносят нас в поэтические миры Японии; неповторимую загадочность Парфии… Композитора волнует философская тема жизни и смерти («До свиданья, друг мой, до свиданья» на слова С.Есенина); тема памяти, продолжение человека в его потомках; глубокое проникновение во внутренний мир человека.

Интересным представляется в контексте сказанного, история сочинения диптиха, написанного на слова современного туркменского поэта Хаджи Какалиева. Он связан прежде всего с именем замечательной туркменской певицы, народной артистки Туркменистана — Розы Тураевой, которая явилась первой исполнительницей многих сочинений композитора. Их тесное сотрудничество постепенно переросло в дружбу и однажды, она подарила Мамеду сборник стихов Хаджи Какалиева. Его вдохновили глубина, лирико-психологическая направленность, нравственная духовность этой поэзии. И он выбрал два стихотворения, на его взгляд идейно связанных, это «Творящее сердце» посвящённое композитору Н. Халмамедову и «Есть голос пророческий»; так появился диптих. Романс «Голос пророческий» это своего рода параллелизм, который как будто, сквозь столетие, отвечает посылу романса Сергея Рахманинова «Пора!» на слова поэта С.Надсона.

Туркменские истоки творчества М.Гусейнова, связь с национальным фольклором, проявляется в частности, в романсах, сочинениях крупной формы; и выступает как одна из важных закономерностей искусства композитора. Так, например, в «Туркменской рапсодии» автор использует вариантно-вариационный метод развития народных мелодий «Бибиджан», «Куштдепди»; полифоническую вязь с кварто-секундовыми сочетаниями дутарного типа фактуры.

Бессмертные строки великого туркменского поэта и гуманиста Махтумкули Фраги, повествующие о ценности человеческой жизни, о гармонии в отношении человека и природы; затрагивают извечные вопросы бытия. Его многогранное творчество стало источником вдохновения для многих деятелей искусств Туркменистана; в музыке М.Гусейнова также особое место занимает крупное сочинение, созданное на его стихи – моноопера «Монологи Махтумкули Фраги» в переводе Арсения Тарковского. Оно отличается внутренней музыкальностью, красотой, выразительностью и тонкость фразировки.

Композитор интенсивно продолжает творить и в настоящее время, работает над вторым действием нового произведения — оперой «Соломон» (опера состоит из 2-х действий). Как говорит автор: «чтобы хорошо понять личность царя Соломона и вообще еврейскую культуру и историю, необходимо прочитать много библейских источников, такие литературные шедевры, как «Иосиф и его братья» Томаса Манна, «Иосиф Флавий» Лиона Фейхтвангера».

Творческий портрет Мамеда Гусейнова будет неполным, если не отметить его плодотворную масштабную деятельность в организации и проведении Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» им. Н. Халмамедова, автором проекта которого он является.

— «В годы учебы я уже включал в программу выступлений произведения туркменских композиторов – рассказывает Мамед, — мы начали проводить фестиваль «Звуки дутара» в 2015 году, и вдруг выяснилось, что не только туркменская музыка нуждается в популяризации, но и национальные композиторы регионов России. Именно с целью трансляции в современный социум академической музыки, основанной на этнокультурных традициях Туркменистана, России и других стран, в г. Москве с 2015 года реализуется данный проект. За прошедшие годы в нём приняли участие около 600 музыкантов-исполнителей; хореографические и хоровые коллективы из: Армении, Германии, Казахстана, Китая, ОАЭ, России, Словении, США, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Франции, Южной Кореи, Японии и других стран. В своём интервью журналу «Внешняя политика и дипломатия Туркменистана» (2016, №2) министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров отметил значительный вклад Московского Международного фестиваля искусств «Звуки дутара» им. Н. Халмамедова в укрепление атмосферы дружбы и доверия между народами России и Туркменистана».

Примечательно, что творческая жизнь и деятельность композитора, неотделимы от личной, в его семье сложился некий тандем — содружество двух сильных талантливых личностей: он — известный пианист, композитор, организатор; и его супруга — артистка Московского музыкального театра «Геликон – опера», певица Дарья Гусейнова. По словам Мамеда, их союз образовался еще в Петербурге, где, он встретил свою вдохновенную Музу — Дашеньку, которая стала его женой, верной спутницей, и прекрасной исполнительницей его произведений.

— «У нас семья музыкантов, и жена Дарья, артистка театра «Геликон-опера», наверное единственная российская певица, которая спела столько туркменской музыки. Ни один концерт туркменской диаспоры в Москве и в Петербурге не обходится без неё. Мой друг — композитор Ровшен Непесов, написал и посвятил Дарье великолепный «Вокализ», премьеру которого она с успехом исполнила в 2021 году на концерте в Москве по случаю 140-летнего юбилея города Ашхабада.

Наш сын Дарий учится в Академии Хорового Искусства им. В.С. Попова, активно участвует в разнообразных концертах. Он самый юный артист театра «Геликон-опера», в 4,5 года уже дебютировал в роли сына Амелии и Ренато в опере Дж.Верди «Бал-маскарад». Как молодой и уже перспективный пианист, является лауреатом Первой степени конкурса юных пианистов им. В.К. Мержанова».

Завершая своё повествование о творчестве современного композитора, пианиста, российского музыканта туркменского происхождения, нашего соотечественника Мамеда Гусейнова, музыка которого широко популярна в нашей стране и за рубежом; мне хочется передать его пожелание в адрес всей талантливой творческой молодежи Туркменистана – композиторам, поэтам, художникам, режиссёрам: «Не останавливайтесь, Творите! Экспериментируйте, ищите себя, именно от Вас зависит дальнейшее развитие и процветание современной туркменской культуры».

Юлия ДЖУМАЕВА,

музыковед

3.17K
0
Тамара Махтумова 1 год назад #

Супер! Просто не оторваться!

0
ГУЛИСТАН 1 год назад #

Такие статьи помогают любителям музыки разбираться в ней более глубоко.