Обзор научно-практической конференции «Великий шелковый путь в истории развитии музыкальной культуры: прошлое и современность» в рамках IV Московского Международного фестиваля искусств «Звуки Дутара»

18 ноября 2018 - Администратор
article7531.jpg

 

         Московский Международный фестиваль искусств «Звуки Дутара» имени Нуры Халмамедова в четвертый раз собирает в Москве интереснейших представителей музыкальной и научной жизни России и Туркменистана, и во второй раз в рамках фестиваля проходит уникальная научно-практическая конференция, посвященная сложнейшим вопросам взаимоосмысления и взаимообогащения культур Европы и Азии.

         В 2017 году, готовясь к проведению III – го фестиваля, организаторы решили включить в качестве эксперимента научно-практическую конференцию и выпустить печатный сборник статей и материалов, представленных на конференции. Успех превзошел все ожидания, но, несмотря на это, учитывая сложности организационного характера, решено было отказаться в дальнейшем от столь трудоемкой части фестиваля. Но «остановить колесо истории» оказалось невозможным. Вопросы, поднятые на прошедшей конференции требовали ответов. Так родилась тема «Великий шелковый путь в истории развитии музыкальной культуры: прошлое и современность», получившая свое осмысление на научно-практической конференции, прошедшей 3 ноября 2018 года в одном из красивейших залов Музейно-Выставочного комплекса Российской академии художеств. На конференции прозвучали актуальные доклады специалистов на различные темы, посвященные взаимопроникновению культурных традиций народов Шелкового пути, рассматриваемых в синхроническом и диахроническом аспекте. С приветственным словом к участникам конференции обратилась Научный руководитель конференции и научный редактор материалов конференции доцент Института культуры и искусств МГПУ, директор Центра культурных программ «Хрустальная часовня» Ольга Львовна Косибород: «В залах Российской академии художеств встречаются люди разных национальностей, представители разных видов искусств, создавая объединяющую всех, высшую форму цивилизации – культуру», и пожелала всем участникам, организаторам и слушателям конференции творческой атмосферы и интересных выступлений. Рецензентом сборника материалов научно-практической конференции выступила доктор педагогических наук, действительный член (академик) Международной академии наук педагогического образования, Петровской академии наук и искусств, Международной академии информатизации, члена РОСИСМЕ (Российской общественной организации по музыкальному образованию) и Комиссии по взаимодействию науки, искусства и художественного образования РАСН (Российской ассоциации содействия науке) профессор МГПУ Бакланова Татьяна Ивановна.

 

 

 

         Работа конференции началась выступлением доктора искусствоведения, профессора Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, почетного работника высшего профессионального образования России, члена Экспертного Совета по филологии и искусствоведению ВАК РФ Владимира Абрамовича Гуревича, известного исследователя музыкальных традиций Туркмении. Его доклад был посвящен уникальной ладоинтонационной структуре туркменской музыки. Далее выступила кандидат педагогических наук, доцент Факультета музыкального искусства МПГУ Володина Елена Евгеньевна, рассмотревшая процесс влияния восточной традиции на греческую нотацию. В совместном докладе культуролога, Сопредседателя Оргкомитета Московского Международного фестиваля искусств «Звуки дутара» им. Нуры Халмамедова Татьяны Михайловны Солодковой и Арт-директора данного Фестиваля Мамеда Сулеймановича Гусейнова был дан широкий разносторонний анализ межкультурного взаимодействия народов на Великом Шелковом пути как в древности, так и в настоящее время, поставлена проблема диалога на современном этапе глобализации, создания новых образовательных методик для подготовки профессиональных кадров нового направления деятельности.

 

 

 

         Доклад доцента Факультета музыкального искусства МПГУ Шубиной Ирины Яковлевны о русском музыкальном ориентализме воссоздал образы великих русских композиторов XIX XX вв., столь хорошо известные многим с детства в произведениях П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др. Но важно отметить глубокий анализ, теоретико-научное осмысление, широкий обзор музыкальной культуры этого периода и серьезные выводы о современном состоянии музыкального искусства. Все прозвучавшие доклады представляют научный интерес, отличаются актуальностью и показывают оригинальный взгляд исследователя на рассматриваемую проблему. Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова Ларионов Николай Андреевич представил образ Средней Азии в творческом отражении одного из знаковых писателей советского периода Андрея Платонова, указав на ключевые мотивы произведений Платонова, на удивительное гениальное прозрение в постижении этого периода истории Туркмении.

 

 

         Истории коврового искусства, посвящена статья Генералова Владимира Андреевича, координатора конференции «Великий шелковый путь в истории развитии музыкальной культуры: прошлое и современность» и Генераловой Ольги Владимировны, преподавателя истории ГБОУ школы № 1352 г. Москвы. Исследование развития ковроткачества, становление традиции, технологии изготовления, орнаментальные смыслы как отражение народного самосознания, уникальные свойства туркменского ковра и перспективы сохранения и развития этого искусства – вот краткий перечень вопросов, поднятых в небольшой, но емкой информативной статье.

         Аспирант Института культуры и искусств МГПУ Киреева Олеся Андреевна рассказала об интересных методиках художественного воспитания детей стран Востока, о многовековом опыте древнейших традиционных культур, об эффективности этих методах при грамотной адаптации их к современным российским условиям. Интересен вывод о многообразии содержательных компонентов художественного воспитания детей средствами искусства стран Востока.

 

 

 

         Поскольку фестиваль, в рамках которого проходила конференция, был приурочен к 80-летию композитора, то вторая часть тем, была посвящена этому событию: «Нуры Халмамедов – Орфей Туркменистана». Заочное участие в конференции приняли Джумакулиев Керим Гадамович, композитор, саксофонист, преподаватель Специальной музыкальной школы-интерната при Туркменской национальной консерватории и Джумакулиева Зульфия Оразовна, старший преподаватель кафедры «Теория музыки» Туркменской национальной консерватории с интереснейшим исследованием по проблеме изучения символики в творчестве Халмамедова, которое позволит постигать глубинные смыслы музыки композитора, Статья написана очень грамотным профессиональным и, в то же время, простым и ясным языком. Яркие примеры, живые образы, ассоциативный ряд помогут раскрыть красоту и многоплановость музыки Халмамедова.

 

 

         «Имя Нуры Халмамедова неразрывно связано с историей туркменского кино» - такими словами начинает свою статью Атаева Гульнабат Аманмурадовна, аспирантка Туркменской национальной консерватории. Ее статья посвящена одной из важнейший направлений творчества композитора – киномузыке. К сожаления, Гульнабат не смогла присутствовать на конференции, но ее статья заслуживает особого внимания. Не менее интересна работа старшего преподавателя кафедры «История музыки» Туркменской национальной консерватории Ачилова Агаджана Акмурадовича, посвященная анализу фортепианных произведений. Название статьи «Элегическая прелюдия и фуга» Нуры Халмамедова» (композиционные особенности строения цикла) ориентирует нас на серьезный профессиональный диалог, она обращена к профессионалам или грамотному искушенному ценителю музыки. Своими воспоминаниями поделилась с участниками и гостями конференции Лора Григорьевна Степанская, сценарист, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменистана. Она рассказала о творческом сотрудничестве с Нуры Халмамедовым при создании мультипликационных фильмов для детей Туркменистана и не только. Очаровательная, одухотворенная вспоминала Лора Степанская тот мир сотворчества, результатом которого является рождение произведения искусства. События давних лет оживали перед глазами слушателей...

 

 

 

 

         Сборник материалов научно-практической конференции «Великий шелковый путь в истории развитии музыкальной культуры: прошлое и современность» завершается статьей «Памяти Реджепа Аллаярова…». Памяти великого композитора, единственного ученика Альфреда Шнитке, ушедшего в 2018 году посвятили свой труд доцент кафедры теории музыки Туркменской национальной консерватории, кандидат искусствоведения Осипова Елена Павловна и старший преподаватель Габибова Зухра Саядуллаевна. «Он много пережил, но верил, что существует доброе начало в человеке, что человечность неискоренима, а жизнь – великая надежда. Такова высшая мудрость нашего бытия».

         С приветственными словами выступили гости конференции. Бегенч Назаров поделился своими впечатлениями: «Дорогие друзья! Одним из очагов человеческой цивилизации на Земле является территория нынешнего Туркменистана. Известным археологом Виктором Ивановичем Сарианиди, моим другом, который посвятил большую часть своей жизни археологическим раскопкам на территории Туркмении была открыта пятая цивилизация древняя страна Маргуш. Весь Восток почитает и считает своим духовным отцом Великого пира Ашик Айдына, Божественный голос певца всех времён вводил людей в блаженство. Сегодня его могила является местом паломничества для музыкантов». Бегенч Назаров рассказал о своей творческой деятельности целью которой является издание книги о творчестве талантливого композитора Оразмухамеда Курбан-Ниязова.

         Людмила Евгеньевна Авдеева, член Союза Писателей РФ и Международной федерации журналистов, кавалер ордена Дружбы и 20 различных медалей, лауреата Международных литературных премий, автора более 40 книг, переведённых на иностранные языки, прочитала перед участниками и гостями конференции свою поэму «День памяти останется в сердцах», которую создала к 70-летию землетрясения в Ашхабаде.

         Конференция закончилась, а люди продолжали общаться, обсуждать, о чем-то спорить, вспоминать.

         Юбилейный V Московский Международный фестиваль искусств «Звуки Дутара» имени Нуры Халмамедова и III научно-практическая конференция приглашают вас и ждут ваши творческие работы в 2019 году.

Материал и фото предоставлены пресс-службой фестиваля

 «Звуки дутара»

 

← Назад