Андрей Андреевич Карелин

  
Сообщений: 36

* * *

Тому, насколько наша жизнь была заидеологизирована, как отфильтровывалась и строго по порциям выдавалась нам, жителям СССР, информация, я, в очередной раз,  поразилась, листая страницы журнала «Вокруг света» советского периода. Рим-ма выписывала этот, казалось бы, чисто географический журнал в течение многих лет. Когда мы с Володей стали проводить отпуска, выезжая в европейские страны, я кинулась к стопке изданий, надеясь найти там впечатления таких же, как мы, тури-стов или профессиональных путешественников, которые помогли бы наметить мар-шруты следующих поездок. Какое разочарование! В журналах был минимум сведе-ний географически-исторических, зато целые страницы о развитии  промышленно-сти при социализме  - в социалистических странах и республиках СССР, о профессио-нальном или рабочем движении – в капиталистических государствах.  
Примерно в таком же духе были статьи о Туркмении. Только один материал, на-печатанный в третьем номере журнала за 1984 год  оказался интересным. Там рас-сказывалась история создания уникального памятника Ленину в Ашхабаде. Уни-кального,  потому что он - скорее мемориал -  единственный среди многих по стране памятников  большевистскому вождю, в декоре которого использованы националь-ные  мотивы.
Из журнала я узнала, что торжественное открытие памятника состоялось 7 но-ября 1927 года – в 10-ю годовщину Октябрьской революции. Решение об увековечи-вании памяти В.И. Ленина было принято тремя годами раньше, сразу после смерти вождя в 1924 году. Бывший тогда председателем ЦИК Н. Айтаков огласил решение об этом на траурном митинге, а закладка памятника состоялась в день похорон Ленина, 27- го января. Место для памятника было выбрано не просто в центре города (на Гимназической площади), а именно там, где происходили революционные события 1917-1918 годов, в центре которых был туркменский отряд Красной гвардии, воз-главляемый Овезберды Кулиевым. (О нем у меня  написано выше. Конечно, во время открытия памятника еще не были известны обстоятельства его смерти (?) или исчез-новения.)
Хотя к моменту открытия памятник был отделан не полностью, он и тогда, не говоря уже о полностью декорированном в течение двух последующих годов, про-извел сильное впечатление. Собравшиеся жители увидели необычное для памятни-ков сооружение, представляющее собой здание в виде куба, к которому с двух сто-рон вели лестницы. Напротив лестниц были по две двери – вход в музей Ленина. Са-ма фигура вождя была помещена на параллелепипед, основанием которого являют-ся четыре таких же параллелепипеда.
Конечно, главную красоту памятнику придает отделка поверхностей его гео-метрических примитивов майоликовой* плиткой яркой, сочной палитры. С учетом величественных размеров сооружения перед зрителями предстали настоящие ков-ровые полотнища  с орнаментами, характерными для ковровых изделий разных районов (племен) Туркмении. Двери также были обрамлены ковровыми полотни-щами. Использование  в одном месте характерных для районов орнаментов должно было символизировать дружбу и единство населяющих республику народов.

* особая разновидность керамики с расписной глазурью

Сразу скажу, что памятник до сих пор сохраняется* как памятник культуры Туркмении. Поэтому в любых опубликованных в Интернете впечатлениях о посеще-нии Ашхабада обязательно упоминаются Ленинский сквер и памятник Ленину. «Я прогуливался по городу, снимая диковинный памятник Ленину на постаменте в виде майоликового ковра с вытканной по камню надписью “Ленинизм — путь к раскрепо-щению народов Востока”» (Петр Вайль).
* утверждается, что это единственный памятник Ленину, сохранившийся в постсоветских азиатских республиках

Создателями памятника являются E. Трипольская (скульптор), А.Карелин (архи-тектор), Н. Назаров (керамист). По незнанию  обстоятельств меня несколько разоча-ровало, что скульптура вождя не оригинальна: Трипольская изменила только неко-торые детали в уже имеющейся фигуре вождя работы скульптура В. Козлова.  Оказа-лось, что иначе и не могло быть. Большевики считали, что памятники Ленину должны стать памятниками-трибунами и выражать стремление сплотиться вокруг партии для дальнейшей борьбы за всемирную революцию. Скульптурная фигура вождя в ис-полнении Козлова  - оратор, указывающий на восток, революционному пробужде-нию которого придавалось большое значение – отвечала этим требованиям. Потому согласно постановлению ЦИК от 27 июня 1924 года  фигуру вождя надо было заказы-вать в центре и здесь рекомендовалась для массового распространения работа В. Козлова. Если предполагался бюст вождя – образцом должна быть работа М. Харла-мова и работа И. Шадра  для маски или барельефа. Так образ Ленина был сделан го-сударственной монополией.
Бронзу для фигуры вождя заимствовали в бывшем царском имении Байрам-Али (оттуда привезли бронзовые пушки). Отливали скульптуру вручную, в кустарных ус-ловиях, так как крупных производств тогда в Ашхабаде не было. Выполнял эту рабо-ту А.В. Двойников – бывший рабочий литейного производства на железной дороге.
Поскольку скульптура памятника в силу вышеизложенного особых идейно-творческих усилий не требовала, архитекторам на местах оставалось выражать свои мысли и чаяния в отношении вождя революции и его идей в постаменте. В Ашхабаде автором проекта  памятника стал А. Карелин, ему же принадлежит идея облицевать постамент майоликовыми плитками. Постамент и его отделка настолько необычны, уникальны,  что невозможно было не заинтересоваться личностью концептуалиста этого мемориала.
Вот что удалось извлечь из Интернета. А дальше я «копала» сама. Прожил А. Ка-релин всего 62 года. Опять невозможно удержаться от удивления-восхищения – как много он умел и успел! Сын известнейшего российского фотографа – Карелина Анд-рея Осиповича  – Карелин Андрей Андреевич и сам занимался фотографией, но ос-новным занятием стала живопись. Учился в Петербургской Академии художеств у Е.К. Маковского, затем жил и работал в Нижнем Новгороде. Расписывал павильон на Нижегородской всероссийской ярмарке 1896 года. Как живописец он известен как создатель исторических полотен и портретов. Однако, фотографию не оставил и ис-пользовал такой новаторский прием: использовал фотоснимки  при построении композиций многофигурных картин.  Карелин также писал статьи - по вопросам ис-кусства, фотографии, педагогики, организации музейного дела. Известна полемиче-ская переписка с М. Горьким  по поводу картины Врубеля «Принцесса Греза».
Нельзя не сказать, что он автор эскизов 9-ти мозаик для интерьеров храма Спа-са на Крови, что принимал участие в создании внутренней отделки «правительствен-ных» храмов - Воскресения Христова в Петербурге, Александра Невского в Варшаве. За картину, изображавшую воцарение Михаила Федоровича Романова на престол  - вертикальное полотно более 10-ти метров в высоту – получил от Николая II личное дворянство. Был основателем и председателем Общества исторической живописи. Имел звание академика. Был одним из организаторов Нижегородского художест-венного музея.
И хотя отмечается, что имя Карелина долгие последующие годы было в забы-тьи*, а большое количество его  работ имеют досадный атрибут «местонахождение неизвестно», все-таки о российском периоде  его жизни и творчества известно до-вольно много.
* Интересный факт: в 2011 в Армавире усилиями одного священнослужителя была изда-на «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде» и приписано авторство – Пушкину А.С. На самом деле такой вариант знаменитой пушкинской «Сказки о попе и ра-ботнике его Балде» принадлежит Василию Жуковскому. После смерти своего друга Жу-ковский, чтобы добиться разрешения на публикацию вольнодумной сказки, отредакти-ровал авторский текст. В таком виде сказка была напечатана через 3 года после смерти Пушкина  и так издавалась в течение 40-ка лет. В Интернете нашла сайт, на котором пред-ставлена  копия публикации сказки в таком виде  в журнале «Шут» (1898 г., №46) с иллю-страциями художника А.А. Карелина.

А вот о жизни и работе его в Туркмении, как он попал туда…почти ничего нет.  Удалось собрать только такие сведения:
- в Туркмении жил с 1925 по 1927 (1928?) год;  
- создал отдел живописи в Туркменском музее;
- когда было организовано Туркменское государственное издательство, стал его  главным художником.
Свои работы Карелин не выставлял, но, как сообщается, они хранятся в запас-никах Туркменского государственного музея. Это помимо тех, которые есть в Эрми-таже и в Нижнем Новгороде.
По одним сведениям, Карелин попал в Туркмению сразу после революции 1917 года. Скорее всего, это не так, а как написано выше – в 1925 году. Несмотря на то, что взгляды Карелины были близки к монархическим (и он их не скрывал), ни в каких политических партиях он никогда не состоял. Действительно, его чуть не арестовали в 1917 году, когда пришедшие  в его дом на Черной речке в Петербурге революцион-ные матросы увидели олеографию той самой картины, за которую он получил дво-рянство. Но не арестовали. Удалось убедить революционеров, что главный герой картины – народ, меняющий своего правителя. Так что, скрываться в Средней Азии вроде причин не было.
Более достоверна, на мой взгляд, версия, что Карелин был в 1925 году пригла-шен в Ашхабад. Почему его? С какими обстоятельствами связано предначертание Карелину стать, пусть и недолгим, «гением места» и  это место – Туркмения? Возмож-но, вспомнили, что основой Туркменского Государственного музея стали экспонаты, выставленные военным управлением Закаспийской области на  Всероссийской яр-марке в Нижнем Новгороде.  Тогда Карелин ярко, как сейчас бы сказали, «засветил-ся» на этой выставке. А впоследствии стал известен как талантливый организатор музейного дела. Так кого же, если не его, пригласить для создания отдела художест-венной живописи музея в Ашхабаде?! Но все-таки, скорее всего, приглашали его для  участия в реставрации архитектурных памятников Анау и старого Мерва.  
Но это только мои предположения. Хотелось бы знать наверняка. Кто-то сказал, что блуждание по Интернету напоминает путешествие по пустыне, где то и дело по-падаются скелеты погибших животных. Вот такими «скелетами»  усеян мой путь по Интернету в поисках информации о Карелине: большинство сайтов, могущих отве-тить на мои вопросы, сохранили только свои уже недействующие адреса. Между тем статья о А. Карелине, представленная на  сайте Нижегородского художественного музея, заканчивается словами: «С пребыванием в Туркестане связан совершенно осо-бый период жизни А.А. Карелина, чрезвычайно интересный и драматичный, требую-щий отдельного рассказа. Из Ашхабада ему уже не суждено было вернуться».  
Так может быть «гибель» многих сайтов как-то связана с тайнами и драмами аш-хабадского периода жизни Карелина? Говорят, что садовника удерживает в жизни желание дождаться плодов любимого растения.  Я уже дождалась цветения всех мо-их кустов боярышника, хотя посадила  их, находясь уже в серьезном возрасте, а они, в свою очередь, зацвели  только на втором десятке своих лет. Что ж … Теперь буду ждать разгадок исторических тайн, на которые я напала в ходе воспоминаний о сво-ей «малой родине». Чтобы продолжать жить а обстоятельствах, «вокруг тебя рассеяв тени», как сказал Байрон.
Поделюсь опытом: отчаявшись обнаружить нужную информацию в сети по ключе-вому слову «А. Карелин», стала изучать сайты по признаку – «Туркмения, 1925-1927 годы». И вот удача! Оказывается, Туркменская ССР в первый год своего существова-ния пользовалась гербом СССР, но в 1925 году ЦИК Туркмении создал комиссию по разработке государственно символики. Уже в октябре  1926 года был утвержден  герб, созданный … конечно, по рисунку художника Андрея Андреевича Карелина! Описание герба следующее: «Круглый щит помещён на бирюзовом фоне в лучах вос-ходящего солнца. Щит разделён на 4 части, на пересечении линий разделения поме-щался салорский гель* (узор, помещаемый традиционно в центре ковра), в щите: - лист тутовника, шелковичная бабочка, кокон; - грозди винограда; - верблюд и трак-тор; - ветви хлопка. Щит окружён венком из колосьев пшеницы, шесть раз переви-тых красной лентой. На боковых перехватах ленты через виток располагалась над-пись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (слева - на русском и армянском, справа - на туркменском и персидском языках). Внизу размещались наковальня и молот, сверху между верхними концами колосьев - красная звезда» (Википедия). Т.е Карелин, разрабатывавший герб, отобразил в нем особенности хозяйства Туркмении: ското-водство, механизированное земледелие, выращивание винограда, сбор хлопка и мастерство туркменских ковровщиц.

*Салорский гель имеет еще название салорская роза. Удивление такой ассоциацией с цвет-ком высказывает Михаил Ромм в своих воспоминаниях. В ауле Чогонлы  в пустыне Кара-Кум он снимал фильм «Тринадцать»:  «Ближайшее дерево росло в 15 километрах от Чогонлов. В Чогонлах были туркменки, которые никогда не видели дерева. Они делали ковры с узором, который называется «салорская роза», но никогда не видели живой розы».
На самом деле произошла (еще в далекие времена) обычная путаница созвучий: гёль и голь – цветок. Тем не менее европейцами салорский гель долго трактовался как стилизо-ванное изображение розы.
Сообщений: 12
журнал КАМЕРТОН (Москва)
№51 - Январь 2014  История и Наследие
ПАМЯТНИК
Довлет БАЙРАМОВ (Туркменистан)
В октябре 1948 года, когда весь  Ашхабад лежал в руинах после одного из самых катастрофических в мире землетрясений (тогда погибло около 150 тысяч человек!), в самом центре столицы советского Туркменистана выстоял памятник В.И.Ленину. Зрелище было мистическое: над грудами битых кирпичей стоял Ильич и указывал путь в будущее. И ашхабадцы, уцелевшие в трагическую ночь с 5 на 6 октября, верили, что всё страшное уже позади – будущее  будет счастливым. Через несколько дней после катастрофы, откопав близких, кто оказался под развалинами и взывал о помощи, люди разных национальностей, разного возраста шли со всех концов города именно сюда, в Ленинский сквер, к Ленину...

http://webkamerton.ru/2014/01/pamyatnik
Николай Головкин
Грамота
Сообщений: 520
Напоминаю, что для того, чтобы ссылка открылась, ее надо скопировать в адресную строку.
Не будьте непослушными буратинами!
В начало страницы 
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад