Колыбельная для меня

  
Сообщений: 36

Колыбельная для меня

Сама того не ведая, я в младенчестве была свидетельницей обучения одного из оперных кадров для Туркменского государственного театра оперы и балета. Дело в том, что в одном из домов, где жила наша семья, мы имели общую с соседями веранду. Сосед, совсем молодой туркмен, учился в оперной студии в Ашхабаде. А дома «делал уроки». «Бяшимка, сделай перерыв! Пуська (Пуся, Пуська – это мое домашнее имя) никак не может заснуть!» - молила моя мама. Но студент был очень трудолюбив, и я так и засыпала под «Куда..Куда..Куда вы удалились…» (пел, естественно, тогда на русском).
В каком-то 60-м году я была в Москве, когда там проходила декада литературы и искусства Туркменской ССР. Декады и дни искусства  проводились тогда для каждой республики. В такой форме осуществлялся обмен творческим опытом. Концерты и спектакли проходили в Колонном зале  Дома союзов.  Декада обычно завершалась торжественным заключительным концертом во Дворце съездов. Я была на этом концерте и там услышала со сцены знакомую арию Ленского. Пел мой бывший сосед - Бяшим Артыков.  Он закончил Московскую консерваторию, поступив  в 1946 году  на отделение сольного пения. По сведениям 1967 года он работал в оперном театре Ашхабада. Дальнейшая его судьба мне не известна.
В оперной студии Ашхабада с 1936 по 1938 год работал художественным руководителем, режиссером Леонид Леонидович Оболенский. В Ашхабад он попал, спасаясь от ареста по обвинению в формализме в фильме «Кража зрения», в котором он участвовал как режиссер – постановщик на студии «Межрабпомфильм» (позднее - киностудия им. Горького).  Как актер  Оболенский снялся в 38 фильмах, был признанным королем «эпизодов»*.
*Мне он запомнился в роли католического священника в фильме «Красное и черное».
В 1937 году он пригласил для работы в оперной студии композитора Адриана Григорьевича Шапошникова. Здесь Шапошниковым  была создана первая туркменская опера «Зохре и Тахир», с постановки которой и открылся Туркменский театр оперы и балета.
Для балета кадры Туркменского театра оперы и балета готовились в хореографическом училище им. Вагановой в Ленинграде. Приезжали комиссии оттуда и отбирали детей по признакам, обеспечивающим в будущем профессиональный успех. Одна из таких учениц, не выдержавшая по состоянию здоровья обучения в училище, вернулась в Ашхабад и училась в нашем классе. Мы смотрели на нее как на марсианку. Учеба ей, правда, давалась с трудом – сказывалось предпочтение урокам хореографии в училище перед другими предметами.  
Вообще же, туркмены талантливо артистичны. Дома у нас восхищались артисткой Соной Мурадовой.  Она работала учительницей после окончания ашхабадского педтехникума, была участницей самодеятельности, потом стала заслуженной, затем народной артисткой ССР, директором Туркменского театра драмы имени Молланепеса.

Артефакт №2

Недавно прочитала воспоминания Е.С. Булгаковой  - последней жены М. Булгакова. Нижеследующие записи в этих воспоминаниях  относятся к 1933году:
«Вечером — звонок Гаврилова, режиссера из Ашхабада. С этим было так: пришла как-то телеграмма из Ашхабада — дайте «Турбиных».
— Пьют, наверно, вторую неделю.
— А, может, послать?
— Ты с ума сошла.
Опять — телеграмма.
— Я пошлю ответ — пусть пришлют две тысячи за право постановки. А вдруг...
— Можешь. Даже двадцать две. Ведь они все равно прочитать не сумеют, голубчики.
Пришли две тысячи. Послала экземпляр.
— Ну, ясно, заметут их. Эх, втянула ты меня в историю.
Через несколько времени — телеграмма — приглашают на премьеру — 17 марта.
А теперь вот звонит — в Москве.
15 сентября.
Около 11 часов вечера появился Гаврилов. М. А. не было дома. Мы разговаривали с Гавриловым через окно (которое во дворик выходит), он не входил. Привез программу «Турбиных» в Ашхабаде. Спектакль шел, кажется, тринадцать раз. Говорит, хороший состав, некоторые роли — лучше, чем в Москве. Потом в газете яростная статья. Вскоре его вызвали в ответственное место. Прямо, говорит, шел, трясся, вдруг какие-нибудь неприятности по поводу «Турбиных»*.
— У вас идет булгаковская пьеса?
Он задрожал.
— Так вот, мы хотим ее посмотреть. Нас — двенадцать товарищей.
Ожил.
Тем не менее, вскоре сняли. А у них уже было приглашение в Баку на двадцать спектаклей и еще куда-то, кажется — Тифлис, тоже двадцать».
* А хроника московской, вернее, МХАТовской судьбы спектакля «Дни Турбинных» такова:
- легендарная премьера 1926 года, которая создавалась при непосредственном участии писателя и стала своеобразной «Чайкой» для второго поколения Художественного театра – Николая Хмелева (Алексей Турбин), Михаила Яншина (Лариосик), Веры Соколовой (Елена), Марка Прудкина (Шервинский);
- спектакль снят с репертуара в апреле 1929 года с обвинениями  в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения;
- возобновлен в феврале 1932 года и просуществовал до июня 1941 года.
Разрешение на возобновление спектакля исходило от самого Сталина, хотя ему принадлежат такие слова: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Так что, до сих пор  остается неизвестным реальное отношение Сталина к этому произведению.
Недавно прочитала, что  о  вальсе Дунаевского из «Половчанских садов» (пьеса Л. Леонова) она (Е.С. Булгакова) сказала: "Ему место не там, это - вальс Турбиных".  Я сейчас скачала этот вальс из Интернета и восхитилась точности ее слов:  в этом вальсе И. Дунаевскому потрясающе удалось  выразить ностальгическую грусть по старым прошедшим временам, когда уют домашней жизни, любовь и согласие в семье спасали людей от житейской смуты и социальных потрясений.
Кто такой Гаврилов (режиссер?) из Ашхабада, мне не удалось выяснить, хотя я с такой частотой и быстротой «насиловала» Яндекс (система, осуществляющая в том числе поиск нужной информации в сети Интернет), что наступил момент, когда в продолжении поиска в Интернете мне было отказано до тех пор, пока я не введу со своего компьютера предложенный мне на экране буквенно-цифровой код. Картинка с кодом сопровождалась объяснением: хотим, мол, убедиться, что вы – живой человек, а не программа-робот.

*  *  *

Раз уж начала писать про искусство - возвращаюсь к драматическому театру в Ашхабаде. Критика 1960-х годов писала, что лучшего Хлестакова в исполнении артиста этого театра Алты Карлиева на советском пространстве невозможно было сыскать.  Кстати,  Карлиев – это тот самый человек,  имя которого дано киностудии  «Туркменфильм».
Вся страна знала фильм этой студии «Далекая невеста». Это комедия с простым сюжетом:
Донской казак Захар, потерявший во время войны родных, приезжает со своим другом Керимом в Туркменистан и надеется на то, что его невеста - знатная крановщица Гюзель, которая приезжала к ним на фронт и сейчас живет в соседнем колхозе - быстро отзовется на их приезд. Но почтальон что-то напутал и Гюзель - в неведении о своем возлюбленном... А тем вpеменем отец друга (он же и председатель коневодческого колхоза) сватает ему достойную ударницу-красавицу Джамал, не подозревая о любви к ней собственного сына...
Даже если вы не смотрели фильм «Хитрость старого Ашира» -музыкальную кинокомедию из жизни в туркменском колхозе (У старого Ашира молодая красивая дочь и целая очередь джигитов, желающих взять её в жены, но кто станет ее избранником - решать хитрому Аширу), то не могли не слышать песни из этого фильма. Их исполняет  Рашид Бейбутов.  Они, по нынешнему выражению, стали хитами всех времен и народов. Вспоминаете?- «Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза» и «Песня первой любви в душе до сих пор жива. В песне той о тебе все слова». Простите, но что-то слезы наворачиваются на глаза. Это ведь песни моей первой школьной любви.  Да и у вас, наверное.
В годы войны в Ашхабад была эвакуирована киностудия  Довженко.  Здесь в 1943 году Марк Донской снял фильм по роману Ванды Василевской «Радуга», который стал известен всему миру. Вот как пишут об этом фильме:
«С особой силой тема народных страданий воплотилась в фильме Марка Донского "Радуга" по повести Ванды Василевской. У писательницы есть поэтичный образ зимней радуги, редкого явления природы, по народному поверью обозначающему надежду, счастливое знамение. Над замершим в отчаянии, оккупированным фашистами селом висела в небе радуга.
Впечатление, производимое "Радугой" на сторонних, иностранных зрителей, было сродни шоку. Между тем советских людей, современников событий, "Радуга" сразу ошеломила иным: будничностью того запредельного, кромешного ада, в котором живет украинское село, — война стала обыденностью. Село сковано льдом, засыпано снегом. Хаты обросли сосульками. Нестерпимо жаль, что тогда лента не могла быть снята в цвете, каким символическим в своем свечении смотрелся бы над белизной земли спектр зимней радуги!
Но это царство льда и снега было создано в Туркестане, в пустыне, в ашхабадскую жару, с помощью нафталина и стекла. Уже съемки можно считать подвигом».
* Писали, что фильм вызвал слезы из глаз Рузвельта.
Считается, что присутствие студии Довженко в Ашхабаде оказало большое влияние на Туркменфильм.  Но туркменская студия  сама к тому времени уже имела имя.
Редактировалось: 2 раз (Последний: 29 марта 2013 в 08:32)
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1073
Читаю Ваши материалы с необыкновенным интересом. А не могли бы Вы рассказать о себе и своей семье?
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5124
Не перепутали ли имя режиссера из Ашхабада? Может не Гаврилов, а Г.Васильев? Вот здесь посмотрите - http://www.infoabad.com/teatr/page1-1.html
Сообщений: 36
Astra:

Не перепутали ли имя режиссера из Ашхабада? Может не Гаврилов, а Г.Васильев? Вот здесь посмотрите - http://www.infoabad.com/teatr/page1-1.html

Скорее всего, именно так, т.е. перепутали. Спасибо за ссылку.
Сообщений: 36
Jacques:

Читаю Ваши материалы с необыкновенным интересом. А не могли бы Вы рассказать о себе и своей семье?
Спасибо за интерес к моим материалам. А что касается информации обо мне и моей семье, то она частично присутствует в каждом опубликованном мною на форуме и в блоге сообщении. Например, в размещенной сегодня теме "И полевая сумка на стене", в разделе "Туркменистан: связь времен". Причем не только в полном соответствии с фактическими событиями, но и с указанием настоящих имен и фамилий.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад