Историческая мозаика

  
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Великие арабские завоевания и торговая изоляция Европы привели к тому, что, например, английский хронист Уильям Малмсберийский (1090-1143) считал, что весь остальной мир, кроме Европы, принадлежит мусульманам. Но уже к середине XI века (после отвоевания Сицилии у мусульман) европейцы снова получили относительно достоверные сведения о Китае, Индии и Северной Африке.
Арабский учёный из Кордовы ал-Идриси (1100-1166) под покровительством сицилийских королей Роджера II (1095-1154, король с 1130) и его сына Вильгельма I (1126-1166) Злого составил полное описание мира, который в те времена был известен мусульманам. Ал-Идриси внимательно проштудировал труды других арабских географов и путешественников, а также сам много странствовал – от Леванта до Англии.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Вопреки распространенному мнению Николай Первый был очень недоволен поведением Дантеса. В частном письме к своему младшему брату Михаилу Павловичу он писал:
"Геккерн сам сводничал Дантесу в отсутствии Пушкина, уговаривая жену его отдаться Дантесу, который будто к ней умирал любовью, и всё это открылось, когда после первого вызова на дуэль Дантеса Пушкиным Дантес вдруг посватался к сестре Пушкиной; тогда жена Пушкина открыла мужу всю гнусность поведения обоих, быв во всём совершенно невинна".
После дуэли между Пушкиным и Дантесом голландского посланника барона де Геккерна перестали принимать при дворе, а когда в Петербург прибыл новый голландский посланник Геверс (1806-1872), император Николай Павлович вопреки дипломатическому протоколу отказался принять отъезжающего посла.
Граф Александр Христофорович Бенкендорф (1783-1844) в своих “Записках” отметил этот весьма необычный в дипломатической жизни случай и утверждал, что император был просто поражён гнусным поведением Геккерна.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Спартанскому царю Агесилаю стали поступать сообщения о том, что союзники Спарты недовольны участием в частых военных походах, а также и тем, только небольшое количество спартанцев участвует в боях рядом с внушительными отрядами союзных войск.
Тогда Агесилай собрал своё войско и велел союзникам вперемешку сесть рядом друг с другом, а спартанцы расположились неподалёку отдельной группой. Затем через глашатая царь велел сначала встать всем гончарам, затем кузнецам, плотникам, строителям и так далее, перебрав все основные ремесленные специальности. Вскоре уже почти все союзники стояли на ногах, а из спартанцев не встал ещё ни один человек, так как по закону они не могли заниматься никаким ремеслом.
Увидев такую картину, Агесилай рассмеялся и сказал:
"Теперь вы видите, насколько больше воинов посылаем мы, спартанцы!"
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Абу-аль-Хасан-Али (789-857) по прозвищу Зирйаб (“чёрная птица”) в молодости выступал с пением и декламацией стихов перед самим халифом Харуном ар-Рашидом (763-809). Посланцы мусульманских правителей Андалусии различными посулами и подарками сумели сманить Зирйаба в Кордову в 822 году. Там он распространил традиционную персидскую музыку, которая в дальнейшем оказала сильное влияние на музыку Андалузии и всей Испании.
Зирйаб прославился не только как музыкант.  Он стал настоящим "учителем вкуса" для Западной Европы.
Считается, что именно он установил последовательность, в которой должны подаваться различные блюда на пирах. Зирйаб рекомендовал сначала подавать супы, затем первые мясные блюда, потом птицу с пряностями, а завершать трапезу следовало сдобным печеньем. Так что наши традиционные "первое", "второе" и "третье" восходят к Зирйабу.
Кроме того, Зирйаб привёз с востока множество рецептов приготовления самых различных кушаний и они органично влились в кулинарию Испании, а потом и всей южной Европы.
Он также ввёл моду на тонкую стеклянную посуду на пирах, указывая, что она гораздо красивее и изящнее, чем золотые и серебряные кубки и блюда.
Именно Зирйаб ввёл в Андалусии моду на различные виды одежды для различных сезонов, а также уделял значительное внимание искусству прически и другим видам красоты.
Все эти усилия Зирйаба не пропали даром: они вначале получили широкое распространение в среде мавританской знати, а потом стали распространяться и по всей Европе.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Манса Муса, верховный правитель африканской империи Мали, совершил в 1324 году паломничество в Мекку. В то время его государство находилось на пике развития, поэтому и процессия была внушительной: Мусу сопровождали до 60 000 человек, а также стада верблюдов и других животных. Все вместе они везли несколько тонн золота, которое правитель щедро раздавал беднякам на всё пути до Мекки. Также есть сведения, что каждую пятницу, где бы процессия ни остановилась, по приказу Мусы закладывали мечеть и он давал деньги на ее строительство. Подобная щедрость, однако, подорвала экономику всего региона Северной Африки и Ближнего Востока на десять лет, так как большой приток золота сильно обесценил его, вызвав резкий рост цен на товары.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 16 декабря 2012 в 09:02)
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
В 1837 году немецкий педагог Фридрих Фёбель открыл образовательно-воспитательное учреждение для маленьких детей, где они могли играть, петь, танцевать и получать важные для жизни навыки, назвав его Kindergarten, что означает «детский сад». Через это понятие Фёбель хотел провести аналогию между такими учреждениями и привычным садами: о детях должны заботиться и ухаживать за ними так же, как ухаживают за цветами и деревьями. Сегодня дошкольные учреждения называются детскими садами во многих языках мира.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Британская Ост-Индская компания имела торговую монополию в Индии и в числе прочего контролировала все её соляные шахты, взимая с покупки соли высокие налоги и получая с этого огромные прибыли. Для защиты от контрабандистов соли через всю страну от Гималаев до Бенгальского залива в течение 19 века была построена таможенная линия длиной 4 тысячи километров, охраняемая 14 тысячами солдат. Расстояние от каждого таможенного поста до соседнего было всего в одну милю, между ними простирались либо живые изгороди высотой не менее 2,5 метров, либо каменные стены, а на некоторых участках линии естественными преградами были широкие реки. Вся эта конструкция была упразднена в 1879 году, когда английское правительство решило ввести в Индии режим свободной торговли.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1874
В XI–XII веках на территории Северной Сирии, Ирака и Ирана действовала секта неоисмаилитов, конспиративная организация крайних шиитов, которая наводила ужас тайными убийствами своих политических противников.
Секта имела свой разработанный ритуал посвящения и несколько иерархических степеней, связанных принципом беспрекословного подчинения нижестоящих высшим. Во главе секты стоял Гроссмейстер, за ним следовали Великий проповедник, проповедники, сподвижники, примкнувшие и, наконец, рядовые члены — федаи, в большинстве своем юноши из простолюдинов,  составлявшие корпус тайных убийц, приводивших в исполнение приговоры духовных отцов секты.
Террористическим актам предшествовала длительная подготовка, в ходе которой молодые фанатики обучались владению оружием, методам конспирации и нередко иностранным языкам. Совершив убийство, федаи, как правило, не пытались скрыться и часто погибали под страшными пытками, убежденные, что обеспечили себе вечное блаженство в райских садах с их журчащей родниковой водой, сказочными дворцами и пышнотелыми красавицами-гуриями.
Адептов неоисмаилизма современники называли хашшашинами, что означает «употребляющие гашиш». Считалось, что иерархи одурманивали юношей-федаев наркотиками, чтобы вызвать у них видения райских садов, которые ожидали мучеников, погибших за веру. Это широко распространенное мнение не подтверждается никакими фактами, но слово «хашшашин», переделанное франками в «ассасин», вошло во многие европейские языки в значении «убийца».
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Известный поэт Филоксен с Киферы (435-380 гг. до н.э.) слыл большим обжорой. Рассказывают, что он имел обыкновение, искупавшись и нарядно одевшись, обходить знакомые дома в сопровождении слуг, несших за ним масло, рыбный соус, уксус и другие приправы. Учуяв запах из жилища, в котором готовилось что-нибудь вкусное, он бесцеремонно вваливался  в этот дом, требовал подать ему понравившееся блюдо, с помощью принесённых приправ придавал ему нужный вкус и жадно набрасывался на угощение.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Квинт Цецилий Метелл в 143 году до н.э. был избран консулом, а 131 году до н.э. – цензором.
Исполняя цензорские обязанности, Метелл боролся за увеличение численности населения Римской Республики и издал постановление о том, что все совершеннолетние граждане должны вступать в брак с целью рождения детей.
В своей речи на народном собрании Метелл, в частности, сказал:
"Квириты, если бы мы могли обойтись без жён, то все мы избегали бы этой напасти. Но поскольку природа так распорядилась, что и с ними не вполне удобно, и без них жить никак нельзя, то следует заботиться скорее о постоянном благе, чем о кратком удовольствии".
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Freezer, "Историческая мозаика" не предназначена для публикации целых статей. Я ее перенесла в этот же раздел, но отдельной темой.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1504
В Древнем Китае считалось, что правитель-ван обладает максимальным количеством великой силы Дэ среди всех жителей его государства.
Для питания, поддержания и упрочения силы Дэ правителю требовалось очень много сексуальных партнёрш.
Согласно магическим представлениям древних китайцев, ван должен располагать следующим набором женщин:
одна главная жена (хоу), три дополнительные жены высшего ранга (фужэнь), девять жён второго ранга (бинь), двадцать семь жён третьего ранга (шифу) и восемьдесят одна наложница.
Китайцы до сих пор считают, что нечётные числа соответствуют положительному мужскому началу в природе и мужской животворящей (производительной) силе.
Четные же числа символизируют женское отрицательное начало и женское плодородие.
Число “три” – это первое нечётное число после единицы и оно символизирует мощную мужскую потенцию.
Девять – это три раза по три; символизирует собой изобилие.
В Древнем Китае считали, что чем более низкое положение в обществе занимал человек, тем скромнее становился набор женщин, с которыми он мог вступать в половые отношения.
Для нищих простолюдинов нормой было: один муж – одна жена.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Omnia mea mekum porto - "Все свое ношу с собой".
По преданию, когда персидский царь Кир занял город Приену в Ионии, он разрешил жителям покинуть город. Грекам также было разрешено взять с собой любые вещи, но при условии не пользоваться повозками, лошадьми, буйволами и прочей тягловой силой. Жители спасались бегством, унося с собой свой скарб, и за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Один из персов спросил у него: «Где твои вещи, старик, ты прожил такую долгую жизнь и неужели не нажил богатства?», на что старик, указав палкой на лоб, ответил: «Omnia mea mecum porto». Этим он хотел сказать, что только духовное достояние является истинным богатством. Как далее гласит предание, мудрец был прав: по дороге беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получил, ведя в городах и селах поучительные беседы с жителями.
Есть еще один вариант происхождения этого крылатого выражения:
Правитель Македонии Деметрий I Полиокрет захватив Мегары, распорядился охранять дом философа Стильпона и возвратить ему разграбленное добро; но когда он спросил у него перечень его убытков, Стильпон заявил, что убытков не было: воспитания у него никто не отнял и знания его и разум остались при нем.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Император Александр III имел богатырскую внешность и соответствующий рост, поэтому до сих пор популярен анекдот о том, как он вышел прогуляться на перроне одной из железнодорожных станций. Его увидел какой-то крестьянин и простодушно воскликнул:
"Вот это царь так царь, чёрт меня подери!"
Крестьянина сразу же схватили за произнесение неприличных слов в присутствии императора, но Александр III велел отпустить мужика и дал ему серебряный рубль со словами:
"Вот тебе мой портрет!"
Кстати, многие исследователи считают, что на известной картине Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) “Богатыри” в виде Ильи Муромца изображён именно император Александр III.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
В 1881 году мало кто ещё мог оценить возрастающую мощь и будущие аппетиты Японии. Одним из первых эту опасность осознал граф Лорис-Меликов (он внимательно наблюдал за поведением японских дипломатов), и за несколько дней до своей отставки он заговорил об этой угрозе с Александром III; но император ничего не ответил, а только улыбнулся.
В тот же день на обеде в Аничковом дворце император вскользь сказал, обращаясь к генерал-адъютанту Петру Александровичу Черевину:
"Представьте себе, Лорис меня пугать вздумал ... Японией".
Раздался всеобщий хохот.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Джордж Оруэлл - это псевдоним знаменитого автора антиутопий "Скотный двор" и "1984". Его настоящее имя
Эрик Артур Блэр (1903-1950). Он родился в ничем не примечательной индийской деревушке Мотихари где-то на границе с Непалом. Семья не была богатой, особого состояния не нажила, и когда Эрику исполнилось восемь лет, его не без труда определили в частную подготовительную школу в графстве Суссекс. Спустя несколько лет Эрик Артур Блэр проявляет недюжинные способности в учебе и на конкурсной основе получает стипендию для дальнейшего обучения в Итоне, самой привилегированной частной школе Великобритании, открывавшей путь в Оксфорд или Кембридж. Однако, позже он навсегда покидает это учебное заведение, чтобы работать простым полицейским в Индии, а потом в Бирме. Это же желание – познать жизнь во всем ее разнообразии – заставило Оруэлла отправиться в 1936 г. в Испанию, где полыхала гражданская война. Будучи военным корреспондентом BBC, Оруэлл вступает в революционную борьбу против фашистов, получает серьезное ранение в горло и возвращается в Англию. Там и начинают появляться его лучшие книги.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
После непризнания Флорентийской церковной унии 1439 года об объединении православной и католической церквей под властью папы римского московская митрополия отделилась от Константинопольского патриархата и стала автокефальной. Московские митрополиты выбирались собором русских архиепископов и епископов и принимали постановление в Москве, не ездя в Царьград (Константинополь). После ИВАНА IV, принявшего царский титул, началась борьба за патриарший титул, который соответствовал бы достоинству Русского государства. В соответствии с теорией о Москве как третьем Риме было необходимо, чтобы рядом с царем был патриарх, как это всегда было в православных государствах. Во время царствования ФЕДОРА ИОАННОВИЧА этой цели удалось достичь. В те времена с православного Востока в Москву часто приезжали духовные лица "за милостынею", т. е. материальной поддержкой. В 1586 году в Москву впервые прибыл не простой архиерей, а Антиохский патриарх ИОАКИМ. Московский митрополит ДИОНИСИЙ встретил его как равный равного и даже первый благословил патриарха, вызвав его недоумение и неудовольствие. С гостем в Москве заговорили об устройстве патриаршества, и боярин Борис ГОДУНОВ просил его посоветоваться об этом деле с другими патриархами. Патриарх пообещал и отбыл из Москвы с богатыми дарами.

Но восточные патриархи не торопились с решением, и когда через два года прибыл Иеремия, патриарх Константинопольский, то он не привез никакого ответа. Тогда Годунов предложил Иеремии самому стать патриархом на Руси. Иеремия принял предложение и таким образом признал возможность установления нового патриархата. Но боярин был хитер и, чтобы не дать чужаку большого влияния на московские дела, предложил жить патриарху во Владимире, вдали от столицы. Иеремия не согласился, но взять назад согласие на установление патриархата в Москве уже не мог. После долгих споров он согласился, чтобы первым патриархом Московским стал митрополит Иов. В январе 1589 года Иов был возведен в сан патриарха, одновременно на Руси были учреждены четыре митрополии (в Новгороде, Казани, Ростове и Крутицах возле самой Москвы). Иеремия уехал домой, и в 1590 году собор патриархов в Константинополе утвердил проведенную церковную реформу.

Когда царь Федор Иоаннович скончался, патриарх Иов убедил бояр и самого Годунова, чтобы тот стал царем. Но правление Годунова было на редкость неспокойным: его не любили бояре, три года подряд были неурожаи и начался страшный голод, да еще объявился самозванец Лжедмитрий. После смерти Годунова в 1605 году бояре низложили патриарха и сослали Иова в Успенский монастырь в Старицу, где он и скончался два года спустя.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5086
Габриэль Эмили дю Шатле была дочерью Луи Николя Ле Тоннелье, барона Бретей, придворного Людовика XIV. Парижский дом барона был местом, где собирались известные деятели науки и искусства той эпохи, представители так называемого раннего Просвещения, в том числе Жан Батист Руссо. Отец, обративший внимание на одарённость Эмили, дал ей превосходное классическое образование.



Эмили вышла замуж за тридцатилетнего маркиза Флорена Клода дю Шателле (Вольтер позднее переделал Шателле в Шатле). Она уехала вместе с мужем в Семюр-ан-Оксуа, где маркиз занимал должность королевского губернатора. У супругов родилось трое детей. В Семюр-ан-Оксуа она познакомилась с де Мезьером, который разбудил её страсть к занятиям математикой. В 1730 году Эмили возвратилась в Париж.

В то время в аристократической среде браки редко заключались по любви, скорее это были договорные отношения между мужем и женой. Маркиза дю Шатле считала, что её обязательства перед мужем были полностью выполнены после рождения троих детей. Она пользовалась свободой, не переступая границ приличий, обозначенных для светской женщины. У Эмили было несколько кратких романов, в том числе с математиком и астрономом Пьером де Мопертюи и математиком Алексисом Клеро.

В 1733 году маркиза познакомилась с Вольтером и стала его любовницей. Когда в 1734 году он, чтобы избежать ареста, который грозил ему за создание «Орлеанской девственницы», должен был покинуть Париж, Эмили предложила ему в качестве убежища небольшой полуразрушенный замок мужа в Сире-сюр-Блаз в Шампани. После того, как стало ясно, что приказ об аресте не будет отменён в скором времени, Эмили последовала за Вольтером. На пятнадцать лет Сире стал для Эмили и Вольтера постоянным местом жительства. Вольтер располагал достаточными средствами и после переезда в Сире маркиза частично перестроила замок по желанию Вольтера и на его деньги. В Сире появилось новое крыло, в котором разместились естественнонаучная лаборатория и библиотека. Эмили и Вольтер исследовали оптические явления и феномен вакуума, в небольшом театре, оборудованным под крышей замка, ставились пьесы Вольтера. Сире стал местом встречи литераторов, естествоиспытателей, математиков.



В 1745 году Эмили начала перевод «Математических начал натуральной философии» Ньютона, работа над ним продолжилась до самой её смерти. В 1737 году издала манускрипт «Сочинение об огне», в котором высказывала идеи, схожие с современными представлениями об инфракрасном излучении. В 1746 году дю Шатле стала членом Болонской Академии наук, в Парижскую Академию женщины не принимались. Чтобы принимать участие в научных диспутах Эмили переодевалась в мужскую одежду.

В 1748 году у нее начался роман с офицером и известным поэтом де Сен-Ламбером. В результате она заберемела, но муж объявил ребенка своим. Эмили не переставала работать, завершая в сотрудничестве с Клеро перевод работы Ньютона. В начале сентября 1749 года она родила дочь, по словам Вольтера: «девочка родилась, когда её мать работала за письменным столом». 10 сентября 1749 года Эмили дю Шатле умерла от послеродовой горячки, новорожденная дочь также прожила недолго. После её смерти Вольтер писал д’Аржанталю: «Я не только потерял свою возлюбленную, я потерял половину себя самого, душу, созданную для меня, подругу, которую я знал с её колыбели».
Редактировалось: 1 раз (Последний: 16 декабря 2016 в 13:18)
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1504
У Стейница частенько бывали проблемы с деньгами, вернее, с их отсутствием, и он порою вынужден был зарабатывать себе на жизнь, играя в кафе "Гамбит" в шахматы на деньги.
Однажды он нашел очень выгодного партнера, который платил по целому фунту стерлингов за проигранную партию. Стейниц в этих партиях давал ему коня вперед и регулярно выигрывал. Кто-то из друзей чемпиона мира обратил его внимание на то, что тот может потерять такого выгодного клиента, если будет постоянно у него выигрывать: мол, неплохо бы разок и проиграть. Стейниц так и поступил: в одной из партий он подставил своего ферзя и немедленно сдался. Стейниц хотел предложить следующую партию, но его партнер с ликующим криком выскочил из-за столика:
"Моя мечта сбылась - я выиграл у чемпиона мира!"
С этими словами он покинул кафе, выскочил на улицу, и с тех пор его никто больше не видел в кафе "Гамбит".
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1504
Авиационная эра, изменившая всю нашу цивилизацию началась не так давно - в 1903 году в захолустном американском городке Китти-Хок (Северная Каролина). Именно там, на пляже близ городка, в воздух впервые поднялись братья Райт на первом самолете "Флайер-1".

Старшему из братьев, Уилберу, было 36 лет, Орвиллу - 32 года. Еще мальчишками они так искусно конструировали воздушных змеев, что продавали их своим сверстникам. Начав строить планеры, они поняли, что научиться летать невозможно, если держишься в воздухе лишь секунды, максимум пару минут. Тогда они стали искать место, где дуют сильные ветры, нет холмов и склонов, заросших деревьями. В Бюро погоды, куда за советом обратились братья, им среди прочих мест порекомендовали пляж близ Китти-Хок в 1 милю шириной и протяженностью 60 миль, где осенью дули постоянные сильные ветры. Уже в 1900 году здесь были проведены успешные испытания запуска планера с грузом. Но первые же полеты с человеком на борту показали ошибочность прежних расчетов. Братья создали из старых ящиков аэродинамическую трубу и приступили к экспериментам над формой и размерами крыла. Новая модель имела подвижный вертикальный хвост, а в марте 1903 года Райты подали заявку на патент, в которой описали также возможность изменения отклонения горизонтальных кромок крыльев и рулевое управление, принципиальная схема которого не менялась в течение полувека.

Осенью братья привезли в Китти-Хок летающую машину, имевшую двигатель. Первый самолет представлял собой биплан с размахом крыльев 12 м, пропеллером диаметром 2,6 м, весом 283 кг, его бензиновый двигатель весил 77 кг и развивал мощность 9 кВт. У него не было привычного нам шасси: взлетать следовало с двухколесной повозки, двигавшейся по рельсам. На песчаном пляже не было иного способа разогнать самолет. Несколько недель ушло на устранение поломки пропеллера, случившейся во время проверки двигателя. Наконец был назначен день испытаний - 14 декабря. С помощью монетки определили, что первым в полет отправится Уилбер. Но сразу после взлета самолет упал, и пришлось взяться за его ремонт.

Через три дня в его люльку устроился Орвилл. Пилоту приходилось лежать в ней ничком, сжимая рукоятку управления спуском и подъемом. Когда в 10 часов 35 минут машина взлетела, Орвилл обнаружил, что "управлять передним рулем довольно трудно, машину бросало то в одну, то в другую сторону". За 12 секунд полета было преодолено расстояние в 36 с половиной метров. Меняясь, братья совершили еще три полета, с каждым разом все дальше, но не подымаясь выше 3 м от земли. В полдень последний вылет совершил Уилбер, за 59 секунд преодолевший расстояние в 260 метров. При приземлении была сильно повреждена рама переднего руля, но через пару дней испытания можно было бы продолжать. Нарушил эти планы сильный порыв ветра, задравший крыло самолета и несколько раз перевернувший его. Люди чудом не пострадали, а аппарат подлежал полному восстановлению.

Свидетелями исторических полетов стали пять человек, Джон Дэниэлс из береговой команды спасателей сделал снимки, а братья отправили телеграмму своему отцу в Дейтон, чтобы он сообщил местной прессе об их успехе. Но в родном городе изобретателей сочли новость малозначимой и отказались ее публиковать. Когда братья вернулись домой, никто их торжественно не встречал. Все же просочившееся в прессу сообщение многие сочли газетной уткой или ловким трюком для рекламы велосипедной мастерской Райтов. 59 секунд ни на кого не произвели впечатления, и никто не мог предвидеть, каким бурным окажется развитие авиации в ближайшие годы.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад