Клуб театралов → Блог

Администратор блога: Astra
Все рубрики (58)
День рождения Пушкина
0
Государственный русский драматический театр в Ашхабаде носит имя А.С.Пушкина с 1937 г. Но почему-то дни рождения поэта сейчас в театре никак не отмечаются. Очень жаль... Можно было посвятить поэту музыкально-поэтический вечер, сыграть отрывки из его драматических произведений... Это было бы интересно не только зрителям, но и самим актерам...
Александру Калягину - 70 лет
0
В свой 70-летний юбилей народный артист России Александр Калягин блистательно сыграл заглавную роль на Празднике Шута. Это представление с аншлагом прошло в пятницу в Московском театре Et cetera. Перед началом вечера работники театра раздавали зрителям клоунские парики, ярко-красные накладные носы и разноцветные маски. Многие зрители с удовольствием примеряли смешные атрибуты.
На юбилее у Калягина присутствовали новый министр культуры России Владимир Мединский, руководитель Департамента культуры города Москвы Сергей Капков, управляющий делами президента России Владимир Кожин, председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, а также Никита Михалков, Станислав Говорухин, Марк Захаров, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Роман Виктюк, Кама Гинкас, Лев Додин, Рустам Ибрагимбеков и многие другие.
Вечер открылся феерическим парадом-алле, объединившим мастеров мирового манежа. Друг за другом демонстрировали свои "смертельные" номера эквилибристы, воздушные гимнасты, акробаты. В программе присутствовали и клоуны — как выяснилось, виновник торжества в детстве мечтал стать клоуном. Затем сам Калягин спокойно вышел на сцену с кипой бумаг, на которых был написан его юбилейный монолог, и прочитал его притихшему залу. "Спасибо за то, что вы устроили этот праздник, — поблагодарил Калягин. — Из ваших лиц, как в детской игре Lego, я могу сложить свою жизнь". Зал приветствовал юбиляра стоя, устроив долгую овацию, передает ИТАР-ТАСС.



Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области в семье декана исторического факультета Александра Георгиевича Калягина и преподавателя французского языка Юлии Мироновны Зайдеман.Отец умер 17 июня 1942 года, менее чем через месяц после рождения сына, и мать воспитывала его одна. В 1959 году окончил медицинское училище по специальности «акушер». Работал фельдшером на «скорой помощи» в 50-й горбольнице Тимирязевского района в течение двух лет.
В 1965 году окончил театральное училище им. Б. Щукина и работал в Театре на Таганке. В 1967 году Калягин перешёл в драматический театр им. М. Н. Ермоловой. В 1970 году ушёл в «Современник», с 1971 года работает во МХАТе.
В кино снимается с 1967 года, наиболее известная роль — Бабс Баберлей (донна Роза д’Альвадорец) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!».
С 1993 года — руководитель театра «Et Cetera». В сентябре 1996 года театр, до того не имевший своей сценической площадки, получил свою постоянную сцену в одном из зданий на Новом Арбате. Параллельно Александр Калягин начал лоббировать идею строительства для театра нового здания. Новое здание было построено в 2005 г.
"Ваш юбилей является замечательным событием в московской и общероссийской культурной жизни, которую Вы на протяжении десятилетий обогащаете вдохновенным творчеством. Выдающийся актер театра и кино, блистательный режиссер, театральный организатор и педагог, человек огромного таланта и обаяния, Вы вносите большой вклад в развитие отечественного искусства, сохранение и приумножение славных традиций русской актерской школы".

Юбиляра поздравил мэр Москвы Собянин: "Десятки сыгранных Вами ролей снискали Вам искреннюю любовь миллионов зрителей. Многие фильмы с Вашим участием стали классикой отечественного кинематографа, а театральные работы получили широкое признание публики как в нашей стране, так и за рубежом", - говорится в сообщении.

"Созданный и руководимый Вами московский театр Et Cetera добавил немало новых ярких красок в культурную палитру столицы. На посту главы Союза театральных деятелей России Вы уделяете большое внимание развитию отечественного драматического искусства, помогаете открывать новые имена талантливых актеров, режиссеров и драматургов", - отмечается в поздравлении.
Статья о Русском драматическом театре им. Пушкина из журнала "Туркменистан"
0
АНШЛАГ ГАРАНТИРОВАН
Вот уже более 85 лет каждый вечер зажигаются огни рампы Русского драматического театра имени А.С. Пушкина в Ашхабаде. Несмотря на столь солидный и почтенный возраст, он молод – как вечно молодо искусство, как нетленны проповедуемые театром гуманистические идеалы. Государственный Русский драматический театр имени А.С. Пушкина – старейший театр Туркменистана. С первых дней своего существования он стал неотъемлемой частью туркменской культуры и по сей день органично сочетает в своей деятельности лучшие традиции национального и мирового искусства.

Открытие Русского театра состоялось осенью 1926 года, которая, по сути, стала весною для зарождающегося туркменского театрального искусства. Родившись как первый стационарный театр, он сразу же стал методическим центром, школой актерского мастерства. На его базе была образована первая национальная драматическая студия, воспитавшая плеяду замечательных артистов.

За годы своей насыщенной яркими событиями жизни Русский театр прошел долгий и сложный путь, пережив творческие взлеты и спады активности, он выпестовал плеяду режиссеров и актеров, чьи имена составляют славу туркменского театрального искусства. Первым же своим спектаклем – «Бешеные деньги» Островского – Русский драматический театр заявил о своем тяготении к произведениям значительным, образам сложным, видя свою задачу в развитии духовной культуры зрителя.

В годы Великой Отечественной войны театр счел себя мобилизованным на войну с фашистами: театральные бригады выступали в воинских резервных частях, госпиталях. Moбильная труппа под руководством народного артиста СССР Михаила Кириллова, показав свои комедийные пьесы в Москве, была направлена на Карельский фронт и полгода давала концерты на лесных полянах, полевых аэродромах, кораблях Северного флота.

В 1948 году, всего лишь через несколько месяцев после трагического ашхабадского землетрясения, на уцелевшем первом этаже Русского драматического театра имени А.С. Пушкина возобновился театральный сезон 1948–1949 годов. Он был открыт пьесой туркменского драматурга Гусейна Мухтарова «Семья Аллана». А через некоторое время было построено новое здание театра на 1200 мест. В феврале 2004-го театр справил новоселье в новом здании.

Русский театр, несмотря на свою языковую принадлежность, не превратился в иностранца в стране, частью истории и культуры которой он является. Возможно, судьбу Русского театра в Туркменистане определяет и его соотнесенность с именем гения русской поэзии, которого он был удостоен в 1937 году, в год 100-летия со дня гибели А.С. Пушкина. Так сложилось, что русская культура в Туркменистане неразрывно связана с именем Пушкина, которое сегодня носит не только театр, но и Совместная туркмено-российская средняя общеобразовательная школа, а также сквер в историческом центре туркменской столицы, где вот уже 110 лет стоит поистине народный памятник гению русской поэзии. 6 июня 1999 года, в день 200-летнего юбилея поэта, у основания памятника была заложена капсула со священной землей Пушкиногорья. Примечательно, что в составе небольшой туркменской делегации, доставившей землю с могилы Пушкина в Ашхабад, был режиссер Русского драматического театра Ренат Исмаилов.

За годы работы театра его труппу представляли десятки талантливых артистов. В разные периоды в Пушкинском служили именитые режиссеры: Василий Федоров – ученик Всеволода Мейерхольда, Николай Теппер, Исидор Громов, Вячеслав Аксенов – ученик Константина Станиславского, Яков Фельдман. Значительная и содержательная часть истории театра связана с именем заслуженного артиста Туркменистана, лауреата Государственной премии имени Махтумкули, ученика известного режиссера Анатолия Эфроса Рената Исмаилова. В его режиссуре на сцене появились «Маленькие трагедии» Пушкина, «Поздняя любовь» Островского, «Холостяк» Тургенева, «Забыть Герострата!» Горина и десятки других ярких спектаклей.

И сегодня Русский театр остается очагом духовности, выполняя важную функцию приобщения зрителя к русской и мировой культуре, способствуя взаимообогащению национальных культур и развитию межкультурного диалога. Свидетельство тому – нынешний репертуар Пушкинского театра, в котором гармонично объединена русская и мировая классика, национальные пьесы. На сцене Государственного Русского драматического театра с неизменным аншлагом идут спектакли: «Без вины виноватые» Островского, «Женитьба» Гоголя, «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира, «Проделки Скапена» по пьесе Мольера, «Блэз, или Шесть женщин на шее» Клода Монье, «Материнское поле» Айтматова. Национальная тема представлена семью спектаклями, в том числе «Зохре и Тахир», «Зов любви небесной» по мотивам дестана «Юсуп и Зулейха», а также постановками современных авторов – «Мы еще встретимся», «Где рождаются надежды» и другими работами.

Вскоре зрителей ждет еще одна встреча с русской классикой – водевилями Чехова. Спектакль, объединяющий три известных водевиля – «Предложение», «Медведь» и «Юбилей», – создается режиссером, заслуженным деятелем искусств Туркменистана Марал Дурдыевой в содружестве с молодыми артистами театра, составляющими значительную часть его труппы. Сегодня коллектив театра, возглавляемый главным режиссером Аширмухаммедом Рахмановым, продолжая славные традиции, принимает самое активное участие в обучении молодежи. Свой достойный вклад в подготовку творческих кадров для театров страны вносит режиссер-постановщик, народная артистка Туркменистана Наталья Лаукерт.

В планах коллектива театра – постановка «Ревизора» Гоголя и «Короля Лира» Шекспира. Пушкинская тема будет представлена пьесой Булгакова «Последние дни». Пушкинский – один из самых посещаемых театров города, носитель культуры русского языка, центр духовности для многих поколений туркменистанцев, с детских лет впитывающих проповедуемые с его сцены идеи мира, добра и справедливости.

Марал КАДЖАРОВА


http://www.turkmenistaninfo.ru/?page_id=6&type=article&elem_id=page_6/magazine_135/1193&lang_id=ru
В Пушкинском театре состоялся литературно-музыкальный вечер
0
В литературно-музыкальном вечере приняли участие певец, народный артист Атагельды Карягдыев, актеры: народный артист Овез Геленов, Михаил Рогов, Василий Андронов, Эльдар Камбаров, Андрей Павлов, Ришат Канибетов, Керим Атаев. Поэзия прозвучала в подлиннике, то есть на английском, русском и туркменском языке. Романсы звучали тоже на языке подлинника.

Марк Розовский о театре
+2
На вопросы о состоянии современного театрального искусства в России  отвечает режиссер, художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский.


В.: Почему театр превратился в место отдыха, а современное "искусство" культивирует проституцию и насилие?

М.Р.: Относительно культивирования негативных явлений – это жесткий вывод. Но вопрос поставлен серьезный. Я не думаю, что театры культивируют проституцию и насилие. Жизнь ставит такие проблемы. Театр лишь отражает жизнь, поэтому театр их не культивирует, а показывает эти мерзости жизни. Вопрос — для чего? И здесь возникает проблема художественной позиции тех, кто работает в театре.

Если автор, режиссер, актер, отражая жизнь, служит не гуманной идее исправления нравов, тогда конечно, не могу не согласиться с тем, что такое "отражение" вредно.

Но взять, скажем, пьесы Шекспира. Они полны насилия, жестокости. Можно сказать, что в произведении Достоевского "Преступление и наказание" культивируется проституция в образе Сонечки Мармеладовой и насилие в образе Раскольникова. Но позиция Достоевского совершенно иная — человеколюбивая, гуманная. Достоевский предупреждает общество о том, что насилие можно победить только нравственностью. Поэтому, если театр и искусство показывает правду жизни, если позиция художника – человечная, тогда искусство выполняет свою главную функцию – бороться против насилия и безнравственности всеми доступными средствами.

В.: Может ли современное российское театральное искусство для детей и молодежи повлиять на их политическое и социальное мышление? На ваш взгляд, сколько и какого искусства требуется людям в России?

М.Р.: Я думаю, что возможности влияния несколько преувеличены. Искусство не влияет на государственное устройство и не может исправить нравы в один день. Искусство может только подтолкнуть человека к нравственности. Конечно, бывают уникальные произведения, в которых гражданская позиция автора буквально заставляет власти изменять свою политику.

Что касается влияния на мышление детей и молодежи – это зависит от старшего поколения. Безнравственность – беда современного общества. Театральное искусство не может повлиять на все общество, но подвигнуть его к нравственности оно обязано.
  
Относительно того, сколько и какого искусства требуется людям: чем больше, тем лучше. Но искусство редко, именно потому оно и искусство. Довольно часто мы сталкиваемся с халтурой. К сожалению, сегодня искусство заменяется созданием некоего "продукта". Разобраться, где настоящее искусство, а где ложное – не просто. Здесь мы опять подходим к вопросу о совести художника.

В.: Должно ли искусство для молодежи быть политически и социально ангажированным? Востребованы ли сейчас в современных театрах острые политические или общественные темы? Как решается этот вопрос на Западе и в России?

М.Р.: Что значит "должно"? Если художник считает, что искусство может быть политически и социально ангажированным, в таком направлении он и работает. Если не считает, то в этом направлении не работает. Однако это не значит, что его работа оказывается вне политики. Можно не ставить себе такие цели, но настоящее искусство не может быть вне реальности, вне политики, поскольку реальность зависит от политики. Лев Толстой – писатель, заявлявший о непротивлении злу насилием. Но как можно не считать политическим писателем автора памфлета "Не могу молчать"?

Не нужно врать молодежи, не нужно фальсифицировать, изменять или переиначивать историю. Я не могу принять свободу слова, при которой существует возможность для самовыражения у гитлеровцев нового типа. Все упирается в понимание нравственности и безнравственности в политике и истории.

Сейчас молодежь поставлена в очень тяжелые условия. Омассовление сознания — это та реальная угроза, которая направлена прежде всего на молодежь.

В.: На ваш взгляд, нынешнее многообразие театров – это прогресс в театральной жизни или разрушение сложившихся театральных традиций?

М.Р.: Многообразие, в конечном итоге, дает результат. Если разнообразия нет, не будет почвы, не будет высоких художественных побед. Поэтому то, что театр сегодня свободен, творит в бесцензурном пространстве — высочайшее достижение нынешнего времени. В общем и целом, это прогресс театральной жизни. Благодаря многообразию различных театров и театральных форм возникают шедевры, которых не может быть много.

Конечно, происходит определенное разрушение сложившихся театральных традиций. Лично мне глубоко противны, например, насмешки над Станиславским. Его знаменитое "Не верю!" — возглас художника, который жаждет увидеть правду на сцене, который не верит фальши и болтовне, не мотивированному театру, когда автору приписывают не свойственные ему идеи и формы.

К сожалению, зачастую это приводит к разного рода не лучшим театральным экспериментам. И за это получают гранты. Но настоящий эксперимент надо выстрадать. Всей своей жизнью выстрадать. Кафка или Ионеско грантов не получали. Они "отголодали" свою позицию. А современные сытые "мейерхольдики" занимаются немотивированным искусством: что захочу, то и сделаю. Это признак деградации. И происходит не разрушение сложившихся традиций, но просто отказ от них. А это крайне опасно.

В.: Можно ли совместить в современном российском театре художественность и общедоступность?

М.Р.: Конечно, можно. Пример – театр "У Никитских ворот". Я люблю, когда зал в моем театре полностью заполнен зрителями, но не на спектаклях, которые могли бы демонстрировать какую-то театральную попсу. В меру своих сил и талантов мы пытаемся делать серьезное искусство.

Конечно, реальность заключается в том, что далеко не все слои общества постоянно посещают театр. В театр ходят два – три процента москвичей, еще пять — десять процентов "захаживают" иногда. И не дай Бог им посмотреть плохой спектакль: плюются, и машут рукой со словами – "да был я в этом театре!", а потом вообще перестают обращать внимание на театральное искусство. К сожалению, такие люди не смогли разобраться, что им подсунули подделку, а не настоящее подлинное искусство.

Но существует масса спектаклей, которые интересны зрителю, в которых общедоступность соединяется с художественностью.

В.: Действительно ли российские театры нуждаются в общественной поддержке?

М.Р.: Российские театры, как и все театры, нуждаются в общественной поддержке, поскольку театральное искусство контактно, а если нет взаимоотношения со зрительным залом, нет и взаимоотношения с обществом. Зрители – частичка общества. Приходя в театр, зритель не только поддерживает его материально, но и делает театральное дело нужным для общества. Мы же, актеры и режиссеры, со своей стороны стараемся, чтобы зритель получал удовольствие (развлекательную функцию театра еще никто не отменял), но чтобы это удовольствие возникало не в результате контакта с какими-то низменными чувствами и страстями, а благодаря сочувствию, сопереживанию, которое идет от сердца к сердцу.

В.: Как вы относитесь к идее срочных контрактов с артистами, в том числе при помощи расформирования театров?

М.Р.: Как можно расформировывать театры? Разрушить можно легко. И такие примеры у нас уже были. В свое время Луначарский уже расформировывал. Правда, он делал это с малыми театрами, чтобы создать театры крупные, поскольку ими легче было управлять. Давайте не повторять ошибок таких ультрареволюционеров.

В России сегодня около восьмисот государственных театров. Это наследие советской власти. И все они каждый вечер, как говорится, поднимают занавес. Ни в одном цивилизованном государстве мира нет такого количества субсидируемых государством театров. Но нужно быть весьма осторожными в плане расформирования. Во-первых, коллективы будут разрушены. Во-вторых, огромное количество людей, у которых есть семьи, дети, останутся на улице. Да — рыночные отношения, но может быть стоит создать такие отношения, которые позволят театрам выжить.

С одной стороны, вроде бы все театры находятся "на шее" у государства. Но государственная поддержка — это высшее достижение. Расформировать легко. А что будет? Пустота, дикость и деградация нравов.

Нужно принять новый закон о театре, сделать так, чтобы культура финансировалась не по остаточному принципу. Может быть, нужно оторвать какие-то средства от фантастического военного бюджета, который мало что дает для реальной жизни наших людей. В культуру нужно вкладывать средства. Уже сейчас – уровень деградации предельный, а лет через десять действительно появятся "бандерлоги" в нашем обществе.

Я очень положительно отношусь к идее срочных контрактов с артистами. Безусловно, это даст возможность более мобильного ведения театрального дела. Хорошая идея, но только дайте возможность театрам зарабатывать. Ведь сейчас все, что мы зарабатываем, мы отдаем государству, а потом мы вынуждены просить обратно на развитие нашего же театра часть от того, что мы заработали.

Наряду с законом о театре нужен закон о меценатстве. Вот тогда будут созданы условия для цивилизованных отношений.

Поэтому государственные театры нужно не расформировывать, а преображать, путем реформ, соответствующих новым этапам рыночных отношений в России.

В.: В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности. Поэтому "государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики". Согласны ли вы с этим утверждением?

М.Р.: Эта концепция – смесь демагогии с вкраплениями здравых рассуждений. Эту концепцию уже нужно пересматривать и менять, поскольку она не обсуждалась в полной мере театральными работниками. Никто в театральной среде в полной мере этой концепцией не доволен. Это бюрократическая уловка, вот что такое эта концепция. Жизнь идет гораздо быстрее, а концепция рассчитана на период до 2020 года! До этого времени половина театров может не дожить. Останется только концепция.

То, что театр экономически убыточен по своей природе, – спорное утверждение. Вот мы – театр "У Никитских ворот" — работали на полном хозрасчете, зарабатывали деньги. Да, нам пришлось очень тяжело, мы играли по 650 спектаклей в сезон, но выжили. Вот вам пример.

Может быть, кто-то убыточен. Но если это так, то почему не принимается закон о меценатстве? В России действительно много добрых людей, однако нынешняя система благотворительности похожа на раздачу подаяний. В новых экономических условиях нужно сделать так, чтобы меценатам было выгодно вкладывать деньги, в том числе и в театры.

"Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики" — очень красивые слова! Но если провозглашен этот приоритет, нужно субсидировать репертуарные театры не по остаточному принципу. Пока, в реальности, это – пустая фраза.

На каждом шагу – запретительные акты. И здесь создаются условия для коррупции. Запретительные акты, рождающие так называемые "откаты", выгодны чиновникам, они на них опираются. Если система хочет побороть коррупцию внутри себя, она должна освободить общество от сотен и тысяч запретительных актов, придуманных для того, чтобы можно было обойти эти барьеры неправовым путем.

В.: После встречи Владимира Путина с деятелями российской культуры, советник президента Юрий Лаптев сообщил, что "удалось снять напряженность по целому ряду больных вопросов". Так ли это? Считаете ли вы, что в ближайшие шесть лет положение российских театров кардинально изменится в сторону улучшения?

М.Р.: Как практик театра, в качестве примера, расскажу вот о чем. До этой встречи, на протяжении нескольких лет действовал закон, согласно которому театры не могли тратить на собственные нужды более 99 тысяч рублей. Театры, условно говоря, приравняли к кирпичным заводам. Но специфика театрального труда несколько иная. Работа, например, художника – большого и  талантливого мастера, приглашенного "со стороны", объективно стоит гораздо больше девяносто девяти тысяч. Приходилось выкручиваться. Законодательство объективно вредило театральному делу. После встречи с Путиным была принята поправка, позволяющая театрам "вздохнуть" более свободно. Значит, разумные решения могут быть.

В ближайшее время перемены нас ждут обязательно. Хочется надеяться, что постепенно новые законы будут реально отвечать интересам людей, которые реально трудятся. Потому что, в противном случае, все равно мы уже стали такими опытными, что обойдем все законы. Только вот почему мы должны выживать такими методами?

http://www.rosbalt.ru/main/2012/04/02/964549.html
В Русском Драматическом театре им. Пушкина ожидается премьера!
+5
4 апреля будет премьера нового спектакля по водевилям Чехова. Набор традиционный - "Медведь", "Юбилей" и "Предложение". Постараюсь попасть на прогон и расскажу подробнее.
Печальная новость
0
15 апреля 2012 года скончался народный артист Туркменистана Владимир Александрович Бершанский. Вся его творческая жизнь была связана с Туркменистаном. Несколько десятков лет он служил в Русском Драматическом театре им. Пушкина, сыграл множество ролей. Снялся в нескольких фильмах, в том числе "Махтумкули", "Долг" (один из лучших фильмов о гражданской войне), "Долина мести". Долгое время он работал на Туркменском радио в качестве режиссера. В его исполнении звучали стихи туркменских, российских и иностранных поэтов. Похороны состоятся завтра, в 14.00.
Международный театральный фестиваль в Ашхабаде
0
Прочитала афишу театрального фестиваля, который стартует завтра, 13 апреля 2012 г. К нам прибывают актеры из России, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Турции, Израиля, Индии, Судана. Они покажут драматические, музыкальные и кукольные спектакли, а танцевальная группа из Судана даст театрализованное представление. Театры Туркменистана также покажут свои лучшие спектакли, в том числе будет дан "Отелло" Русскго Драматического театра им. Пушкина. Главные роли исполняют: Отелло - О.Геленов, Дездемона - Я. Яблокова, Яго - А. Павлов.
Страницы: Первая Предыдущая 2 3 4 5 6

← Назад