Тязегуль Джораева: "Вся моя жизнь – в моих студентах"

Анонс:

65-летний юбилей празднует замечательная певица и педагог вокала Тязегуль Джораева.

Тязегуль Джораева: "Вся моя жизнь – в моих студентах"

Неиссякаемое трудолюбие и талант — именно эти качества стали основными в её артистической судьбе… В течении сорока лет ведущий специалист вокального отделения, известный наставник многих прекрасных певцов Туркменистана, уважаемый педагог Тязегуль Джораева преподаёт в Лебапской специальной школы искусств.

В её классе получило профессиональное музыкальное образование целое поколение талантливых исполнителей: народные артисты Туркменистана – Атаджан Бердыев, Гозель Овезова; заслуженный артист Туркменистана Достмаммед Союнов, лауреаты Государственной премии “Türkmeniň Altyn asyry” Арслан Джумаев, Гульшат Эрназарова; лауреат Международного грантового онлайн-конкурса “Если звезды зажигаются” учащийся 4 курса Сердар Базаров и другие.

Изображение

Тязегуль Джораева сформировала свою самобытную вокальную школу, основанную на высоком артистизме, особенной исполнительской манере, яркой характеристичности образов. Она является автором учебно-методических программ и сборников по преподаванию вокала. В их числе «История вокального искусства», «Постановка голоса», «Ансамбль», «Романсы и песни туркменских композиторов».

За большие заслуги в деле воспитания молодого поколения Тязегуль Джораева была награждена юбилейной медалью в честь 20-летия независимости Туркменистана.

Изображение

Тязегуль Джораевой исполняется 65 лет. В канун её юбилея состоялась наша беседа, в которой Тязегуль Балтаевна рассказала о себе и поделилась мыслями о путях развития национального вокального искусства.

— Ваши первые музыкальные впечатления?

— Первый опыт пения пришел ко мне еще в детстве. Вместе с соседскими детьми мы играли в театр, устраивали для родителей и знакомых красочное представление, и я ходила по импровизированной «сцене», исполняя своим наивным детским голосом замысловатые виртуозные каденции, пассажи, рулады – представляя себя оперной певицей. У меня это хорошо получалось… Участвовала в кружке художественной самодеятельности в школе. В десятом классе завоевала первое место на молодежном конкурсе вокалистов, проходившем в Чарджоу (1975 год). Некоторое время работала в районном Доме культуры в родном поселке Галкыныш.

— Какие личности сыграли важную роль в вашем профессиональном становлении?

— Крепкая вокальная база была получена мною от ведущих педагогов, прославленных мастеров вокала: Бяшима Артыкова и Галины Головченко. Корифеи национального искусства — народный артист Туркменистана Ата Аловов, Оразмухамед Хаджимурадов учили меня актерскому мастерству и культуре речи в стенах ТГПИИ (1977-1984).

Изображение

В классе исполнительского искусства у народной артистки Туркменистана, любовно называемой в народе «туркменским соловьем» Майи Шахбердыевой, я осваивала оперные партии, сложные технически, в высокой тесситуре, разноплановые в художественном отношении и стилистической манере исполнения. Целые галереи главных ролей в зарубежных, русских, национальных операх; различные судьбы, ситуации, эпохи, музыкально-стилистические тенденции… Сколько часов исследования литературных источников, постижения специфики оперной партитуры, труда — стоит за каждой ролью? Хрупкой, нежной Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова; шаловливой и непосредственной Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки; женских образов в туркменской классике: Айлар в «Конце кровавого водораздела» Мухатова, Акнабад в «Тревожной ночи» Агаджикова? Я слушала и изучала музыкальные записи в исполнении знаменитых оперных певиц: Марии Каллас и Ренаты Тебальди, Ирины Удаловой.

Изображение

— Какой эпизод из вашей творческой биографии вам запомнился?

— В Ашхабад приезжала с гастролями замечательная российская певица, «королева камерной сцены», как её часто называли, Зара Долуханова. Каждый её концерт превращался в яркое культурное событие, благодаря редким редакциям сочинений Перголези, Скарлатти, Россини, которые она исполняла. Прославленная артистка дала потрясающий мастер-класс, познакомив нас с тонкостями оперного мастерства. После него, я попросила её прослушать меня. «Ваш голос – легкий, лирический, изящный с серебряными верхними нотами колоратурного сопрано — дар свыше», — сказала Долуханова, — «вы проникновенно чувствуете роль, психологизм образов; вы обязательно должны стать оперной певицей!»

— Но как показало время вы не стали оперной «дивой»? Всю свою жизненную энергию и талант отдали преподавательской деятельности?

— Я сделала свой выбор… В моём понимании, учитель-наставник значит многое… Это не только педагог-консультант, работающий со студентами над постановкой голоса, развитии их музыкальных и сценических данных. Но и друг, готовый по-отечески выслушать и помочь решить их проблемы, проникнуться радостями и печалями студента, способный в нужную минуту дать совет и оказать внимание. К каждому молодому музыканту необходим индивидуальный психологический подход.

Изображение

— Ваше жизненное кредо?

— Распознать подлинный талант и отшлифовать его … Вся моя жизнь – в моих студентах. С 1984 года и по сей день я веду предмет «вокальное мастерство» и постоянно думаю о том, как правильно спланировать занятия, чтобы больше успеть. Ведь нужно подобрать соответствующий голосовым данным студента репертуар, освоить различные виды упражнений для дыхания, распевки для расширения диапазона, поставить необходимые акценты, нюансировку, прочувствовать художественный образ, вдохнуть жизнь в исполнение. В обширный репертуар молодых исполнителей должны войти многие сложные партии европейских и национальных шедевров оперного искусства, например: «Свадьба Фигаро» Моцарта; «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе, «Лакме» Делиба, «Тоска» Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского, «Лейли и Меджнун» Овезова-Мейтуса, «Зохре и Тахир» Мухатова-Шапошникова.

— Благодаря мудрой политике главы нашего государства, в Туркменистане уделяется огромное внимание развитию музыкального искусства, возрождению оперного жанра, симфонического оркестра, поддержке молодых талантов. Концепция духовного возрождения туркменского народа, его богатой истории и уникальной культуры, имеет приоритетное значение в формировании нового поколения студенческой молодежи.

— Наша перспективная одаренная молодежь представляет будущее туркменской музыкальной культуры. Это прекрасные специалисты, люди новой современной эпохи, которые с честью могут продолжить уникальное вокальное наследие известных деятелей искусств Туркменистана: Майи Кулиевой, Розы Тураевой, Мурада Диванаева, Атагельды Карьягдыева.

— Многие ваши студенты стали лауреатами известных международных и региональных национальных конкурсов, достигли высот в своей профессии.

— На примере своей камерной исполнительской деятельности я показывала студентам, как можно реализовать свои возможности. Выступала с разнообразными программами на концертах, исполняя песни, романсы, арии из опер. Дорога к вершинам мастерства сложна, и не каждый может её осилить. Для настоящего педагога нет высшей радости, чем успехи учеников и признание их таланта. Многие из моих студентов пропагандируют национальное искусство за рубежом, поют в театре, учатся в консерватории, преподают в школах искусств по всему Туркменистану.

— Ваш любимый писатель, поэт?

— Поэзия величайшего мыслителя Востока, гениального поэта и философа Махтумкули Фраги, поражает меня удивительным гуманизмом, мудростью, музыкальностью фразировки. Как лирические строки из стихотворения «Луна», воспевающие возвышенное чувство любви, перекликаются с прихотливой мелодией газели (соло гобоя) в симфонии «Памяти Махтумкули» Вели Мухатова!

«Когда блеснул твой лунный лик,

я обезумел и, сгорая,

душой трепещущей постиг

невнятные напевы рая…»

Бессмертное творчество поэта послужило неиссякаемым источником вдохновения для многих европейских и туркменских композиторов. Ими было создано немало ярких и оригинальных произведений: «Песни томления» для контральто и камерного ансамбля Сергея Беринского; вокальный цикл на слова Махтумкули для баритона и фортепиано Константина Баташова; лирическая поэма «Менгли» для 4 гобоев и струнного оркестра Виктора Екимовского, моноопера «Монологи Махтумкули Фраги» в переводе Арсения Тарковского Мамеда Гусейнова; романс «Влюблённый скиталец» Дангатара Хыдырова и другие.

Изображение

Незабываемые впечатление произвела на меня поездка в Иран (2015, Актокай) в составе делегации творческой интеллигенции к местам упокоения выдающихся туркменских поэтов – Махтумкули и его отца Довлетмаммеда Азади. Воздвигнутый там, величественный монумент с раскинутыми в стороны крыльями птицы, как бы ассоциативно олицетворяет свободу творчества, полёт мысли, вдохновение...

— Что означает в вашем понимании слово «предназначение»?

— Призвание и музыка определили мою творческую судьбу… Великий русский писатель Лев Толстой как-то сказал: «Музыка — это стенография чувств». Смысл всей моей жизни – возможность научить юных воспитанников мастерски передавать в академическом вокале градацию характерных настроений, эмоциональные оттенки разнообразных чувств; поделиться накопленным потенциалом и раскрыть перед ними страницы прекрасной и вдохновенной силы, затрагивающей самые тонкие струны человеческой души — Музыки.

— У вас уникальное музыкальное содружество в семье: муж Наркулы-ага — прекрасный исполнитель на рубабе, дочь Джемал – талантливый композитор, лауреат Государственного конкурса “Türkmeniň Altyn asyry”, внук Керим - одарённый пианист.

— Сегодня в Туркменистане, мы живем в благодатное и мирное время. Современные женщины имеют приоритет в самых различных творческих профессиях: художник, писатель, учёный, журналист, и пользуются большим почетом. Искренне радоваться успехами своих учеников как педагог; детей как мама; и внуков как бабушка – для меня огромное счастье…

Юлия ДЖУМАЕВА,

музыковед

Фото из личного архива Т.ДЖОРАЕВОЙ

1.75K
Нет комментариев. Ваш будет первым!